Бизнес против единого оператора рекламы
Какие риски для действующих площадок видит деловое сообщество и как необходимость новых норм объясняют в Госдуме
1 августа 2022
Представители бизнеса вновь выступили против поправок в закон «О рекламе», подразумевающих создание единого оператора цифровых рекламных конструкций и электронных объявлений в Сети. Его выберут из числа коммерческих компаний, соответствующий законопроект сейчас рассматривает Госдума. В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) опасаются, что с появлением новой структуры сайты с объявлениями, такие как «Авито», «Циан» и многие другие, прекратят свое существование и люди не смогут бесплатно продавать там свои квартиры, автомобили и вещи. Об этом сказано в письме организации председателю ГД Вячеславу Володину. Законопроект, о котором идет речь, касается национальной безопасности, подчеркнули в Госдуме: не секрет, что у большей части подобных сайтов иностранные учредители, и у них может быть свое видение того, как распоряжаться персональными данными граждан. Кроме того, в последнее время растет число киберпреступлений, в том числе с использованием площадок для объявлений, а новые нормы в перспективе могут позволить защитить права потребителей.
Согласно обсуждаемому проекту, «предпринимательская деятельность по размещению электронных объявлений физических лиц о реализации товаров и услуг (работ) на территории РФ осуществляется исключительно единым оператором цифровых рекламных конструкций и объявлений». «Иным лицам запрещено» заниматься этой работой, сказано в документе.
То есть с созданием единого оператора остальные компании обяжут прекратить деятельность по размещению объявлений физлиц, сделали вывод в АКИТ. При этом у нового регулятора будет право устанавливать цену за свою услугу, отметили там со ссылкой на поправки.
«Полная монополизация отрасли социальной электронной коммерции приведет к ухудшению качества жизни граждан и возможностей приобретать товары и услуги по низким ценам», — указала ассоциация в письме.
— Они позволяют населению с низкими доходами удовлетворять свои бытовые потребности, например, найти работу, продать бывшие в употреблении вещи, технику, автомобили и даже купить квартиру, — пояснил «Известиям» президент АКИТ Артём Соколов. «По сути, именно конкуренция позволила сделать эти сервисы такими, какие мы их видим сегодня», — резюмировал бизнес.
Против резонансного законопроекта ранее выступали «Авито» и «Сбер», писали СМИ. Согласно сообщениям, компании обратились к российскому премьер-министру Михаилу Мишустину и попросили организовать обсуждение поправок.
28 июля на круглом столе «Справедливой России» в ГД представители «Авито», «Яндекса», Ozon и «Рамблера» призвали исключить доски объявлений из документа.
Как уточняется в пояснительной записке к законопроекту, правовой режим, предусмотренный им, аналогичен правовому режиму в сфере регулирования социальной рекламы в интернете. «Наиболее уязвимые сектора в информационной сфере — это наружная реклама на цифровых носителях, на транспорте и электронные доски с объявлениями, где физические лица размещают существенный массив информации, который может быть использован недружественными странами в целях нанесения ущерба РФ и российским юридическим и физическим лицам», — следует из пояснительной записки к законопроекту. Парламентарии уверены: только решительные меры могут навести порядок в этой ситуации.
У пользователя должен быть выбор удобных для него сервисов и платформ, подчеркнули в «Циане». Там разделяют опасения, которые высказала АКИТ, сказал «Известиям» представитель компании. Принятие поправок в закон «О рекламе» и включение в него классифайдов (ресурсы для объявлений физических и юридических лиц) станет катастрофой для отрасли, заметили в «Авито».
— Такие компании, как мы, «Циан», и другие, должны будут прекратить свое существование в текущем виде, — добавили там. — А это удар по пользователям классифайдов, то есть миллионам простых людей.
Предлагаемое регулирование классифайдов избыточно, уверены в пресс-службе «Яндекса». Подобные инициативы важно обсуждать со всеми игроками IТ-рынка и учитывать баланс интересов всех сторон.
— К законопроекту отношусь как к намерению под надуманными предлогами монополизировать рынок цифровой наружной рекламы, к которой инициаторы присоединили совсем другой со всех точек зрения рынок досок частных объявлений, — сказал «Известиям» председатель Союза потребителей РФ Пётр Шелищ. — Если законопроект примут, то люди лишатся эффективных сервисов, которыми Россия может гордиться. Граждане вернутся к «технологиям» расклейки объявлений на столбах и остановках.
Есть риск того, что если закон примут, то с рынка вынужденно уйдёт много привычных потребителям сервисов, сказал «Известиям» глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов. При этом возникает вопрос, сможет ли новый единый сервис их качественно заменить, какие у него будут стимулы к развитию и совершенствованию.
— Монополии никогда не были благом для потребителей. Напротив, только в сферах, где существует жесткая конкуренция, мы видим постоянное улучшение сервиса и максимально выгодные цены, — заметил эксперт. — В этом случае мы говорим об уже сложившемся рынке, на котором работают сотни компаний и есть миллионы потребителей.
Подробнее Известия
Будьте в курсе
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ