Госуслуги для досудебных споров
Покупателей хотят обязать решать споры на «Госуслугах»
13 мая 2021
Покупателей хотят обязать решать конфликты с онлайн-магазинами только на платформе госуслуг. Это предложение Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) направила в Госдуму. В ближайшее время депутаты должны рассмотреть в первом чтении законопроект правительства о досудебном порядке и легализации альтернативного способа решения конфликтов между продавцом и покупателем, при этом юристы уточняют, что лишить покупателей возможности решать споры любым удобным для них способом нельзя — Гражданский кодекс предписывает свободу действий.
Поправки в законы «О защите прав потребителей» и «Об альтернативной процедуре урегулирования споров…» правительство внесло в Госдуму в конце марта. Ассоциация компаний интернет-торговли предложила скорректировать документ, обязав покупателей решать конфликты в досудебном порядке только с помощью онлайн-сервиса госуслуг. Это требование станет возможным, если онлайн-магазин в договоре оферты (например, в правилах возврата товаров) указал именно такой способ решения споров, утверждают в организации.
Обязательство по досудебным решениям споров должно быть у обеих сторон и это следует закрепить законодательно, подчеркнул президент АКИТ Артём Соколов. Также стоит прописать алгоритм такой работы в подзаконном акте, уверен он.
Сейчас у компаний есть много инструментов для того, чтобы принять претензии покупателей, а также решить их проблемы, уверен эксперт. Но это не ограждает добросовестных участников рынка от злоупотребления правом в потребительских спорах — потребительского экстремизма, утверждает он. По словам Артёма Соколова, действия юристов-мошенников прямо направлены на извлечение выгоды от компании.
Решение конфликтов на платформе госуслуг позволит идентифицировать граждан и сделать весь процесс решения конфликта максимально прозрачным, полагает Артём Соколов. Это позволит более эффективно вести борьбу с мошенниками. Плюс добросовестные компании смогут снизить расходы на судебные издержки.
— Новый инструмент решения конфликтов на госуслугах значительно упрощает и ускоряет сам процесс разрешения споров и для потребителей: все проблемы решаются в «одном окне» и без длительного ожидания, хождений в суд, — сказал Артём Соколов.
Представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов сказал «Известиям», что организация считает разумной и поддерживает идею досудебного урегулирования конфликтов на «Госусулгах».
Подробнее в «Известиях»
Будьте в курсе
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ