Toggle Menu

Основы защиты прав потребителей. Когда Закон РФ «О защите прав потребителей» не сможет вам помочь?

Основы защиты прав потребителей. Когда Закон РФ «О защите прав потребителей» не сможет вам помочь?
Покупателю, приобретающему товар, необходимо знать, что Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» распространяется не на все виды правоотношений. Рассказываем, какие есть исключения для тех, кто планирует приобрести товары и услуги.

Закон о защите прав потребителей. Когда не действует?

Если вы хотите приобрести товар (работы, услуги) не для личных, семейных, домашних нужд, а в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Если вы заключаете договор с продавцом (исполнителем, изготовителем), который не является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Услуги нотариуса. В этом случае отношения регулируются законодательством о нотариате.
Оказание юридических услуг адвокатами регулирует законодательство об адвокатской деятельности.
Если вы заключаете договор о безвозмездном оказании услуг (выполнении работ). Это вытекает из самого определения исполнителя, данного в указанном законе.
Если вы являетесь членом ТСЖ, ЖСК, ЖНК, СНТ, огороднического или дачного некоммерческого объединения, то на ваши взаимодействия с ними Закон о защите прав потребителей не распространяется. При этом он действует, если речь идет о предоставлении платных услуг (работ).

Права потребителя

Право на получение необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Право на то, чтобы товар (результат работы, услуги) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

Право на приобретение товара (результата работы, услуги), качество которого соответствует договору и предъявляемым законодательством обязательным требованиям к качеству товара (работы, услуги).

Право на безвозмездное устранение недостатков товара (результата работы, услуги), на возмещение убытков, возникших из-за таких недостатков, а также в случаях, установленных законом, право на обмен и возврат товара ненадлежащего а в некоторых случаях — и надлежащего качества.
Право на защиту от нарушений прав, гарантированных законом.

Обязанности продавцов (исполнителей, изготовителей)

Продавцы (исполнители, изготовители) обязаны соблюдать основные права потребителей, предусмотренные законом. Также у продавцов есть следующие обязанности:
передать товар покупателю (выполнить работу, оказать услугу) в срок, указанный в договоре;
передать товар, соответствующий договору (в том числе определённого качества, комплектности, в соответствующей договору упаковке);
передать товар, не обременённый правами третьих лиц, либо сообщить о наличии такого обременения;
передать с товаром принадлежности и документы, относящиеся к товару (если иное не предусмотрено договором купли-продажи);
исполнять законные требования потребителей в установленные законом сроки (например, требование о замене товара, возврате денежных средств, устранении выявленных недостатков);
обеспечить за свой счёт проверку качества товара, в отношении которого потребителем предъявляются претензии.

Нормативные акты

Гражданский кодекс Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Раздел создан на основе информации Портала потребителя города Москвы.