
Основы защиты прав потребителей. Когда Закон РФ «О защите прав потребителей» не сможет вам помочь?

Покупателю, приобретающему товар, необходимо знать, что Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» распространяется не на все виды правоотношений. Рассказываем, какие есть исключения для тех, кто планирует приобрести товары и услуги.
Закон о защите прав потребителей. Когда не действует?
Если вы хотите приобрести товар (работы, услуги) не для личных, семейных, домашних нужд, а в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Если вы заключаете договор с продавцом (исполнителем, изготовителем), который не является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Услуги нотариуса. В этом случае отношения регулируются законодательством о нотариате.
Оказание юридических услуг адвокатами регулирует законодательство об адвокатской деятельности.
Если вы заключаете договор о безвозмездном оказании услуг (выполнении работ). Это вытекает из самого определения исполнителя, данного в указанном законе.
Если вы являетесь членом ТСЖ, ЖСК, ЖНК, СНТ, огороднического или дачного некоммерческого объединения, то на ваши взаимодействия с ними Закон о защите прав потребителей не распространяется. При этом он действует, если речь идет о предоставлении платных услуг (работ).
Права потребителя
Право на получение необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Право на то, чтобы товар (результат работы, услуги) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Право на приобретение товара (результата работы, услуги), качество которого соответствует договору и предъявляемым законодательством обязательным требованиям к качеству товара (работы, услуги).
Право на безвозмездное устранение недостатков товара (результата работы, услуги), на возмещение убытков, возникших из-за таких недостатков, а также в случаях, установленных законом, право на обмен и возврат товара ненадлежащего а в некоторых случаях — и надлежащего качества.
Право на защиту от нарушений прав, гарантированных законом.
Обязанности продавцов (исполнителей, изготовителей)
Продавцы (исполнители, изготовители) обязаны соблюдать основные права потребителей, предусмотренные законом. Также у продавцов есть следующие обязанности:
передать товар покупателю (выполнить работу, оказать услугу) в срок, указанный в договоре;
передать товар, соответствующий договору (в том числе определённого качества, комплектности, в соответствующей договору упаковке);
передать товар, не обременённый правами третьих лиц, либо сообщить о наличии такого обременения;
передать с товаром принадлежности и документы, относящиеся к товару (если иное не предусмотрено договором купли-продажи);
исполнять законные требования потребителей в установленные законом сроки (например, требование о замене товара, возврате денежных средств, устранении выявленных недостатков);
обеспечить за свой счёт проверку качества товара, в отношении которого потребителем предъявляются претензии.
Нормативные акты
—
Гражданский кодекс Российской Федерации;
—
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
—
Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Раздел создан на основе информации Портала потребителя города Москвы.