Антимонопольное регулирование для соцсетей
Новое антимонопольное регулирование предложено расширить
3 февраля 2021
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) просит Федеральную антимонопольную службу (ФАС) вернуть под действие будущего пятого антимонопольного пакета поисковые системы, соцсети и мессенджеры. Эти сервисы могут влиять на выбор пользователей при покупках в интернете и уже развивают свои торговые каналы, признают эксперты, но регулировать их будет очень сложно. Документ обсуждается уже четыре года и так сильно изменился, что многим в отрасли, включая саму АКИТ, кажется более правильным вообще отказаться от него. Однако в правительстве планируют продолжить работу над проектом.
АКИТ предложила ФАС включить в сферу действия пятого антимонопольного пакета площадки, которые формально не имеют платёжного функционала, то есть социальные сети, мессенджеры и поисковые системы, следует из письма ассоциации руководителю ведомства Максиму Шаскольскому от 29 января.
Пятый пакет разрабатывается с 2016 года, он должен расширить действие закона «О защите конкуренции» на цифровую сферу. В частности, он вводит понятие «сетевой эффект», которое подразумевает получение участником рынка экономических преимуществ за счёт большого числа пользователей и собираемых от них данных. Это, по мнению ФАС, может быть признаком доминирующего положения. Впервые документ был внесён в правительство в 2019 году. По плану законопроектной деятельности на 2021 год в Госдуму он должен быть передан в сентябре. Сейчас документ дорабатывается при участии широкого круга организаций и органов власти.
Для маркетплейсов и агрегаторов объявлений вводятся те же критерии признания доминирующим игроком, которые действуют для офлайн-ритейла — то есть доля на рынке в субъекте федерации более 35% или годовая выручка более 400 млн руб. Если ФАС признает, что компания злоупотребляет положением на рынке, ей грозит штраф от 300 тыс. руб. до 1 млн руб.
Но в АКИТ считают, что гораздо больше злоупотреблений возникает на таких площадках, как Google, Facebook и их российских аналогах. Исходно они подпадали под действие пятого пакета, но в очередной редакции их исключили, подчёркивает президент АКИТ Артём Соколов. Поисковики могут влиять на то, какую площадку для покупок выберет пользователь, а соцсети и мессенджеры развивают свои торговые каналы, уточняет он.
Предпочтительным вариантом в АКИТ считают полный отказ от антимонопольного регулирования онлайн-ритейла. «Но если оно всё же будет, необходимо включить соцсети, мессенджеры и поисковики», — настаивает господин Соколов. К документу были и другие претензии от участников рынка и Минцифры. Они опасались, что последняя редакция даст ФАС слишком широкие полномочия.
Подробнее в «Коммерсантъ»
Будьте в курсе
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ