Госрегулирование e-commerce
В ФАС обсудят концепцию регулирования деятельности онлайн-платформ
1 июля 2021
«Опора России» активизирует борьбу за недискриминационный доступ поставщиков к онлайн-платформам. Организация подготовила и направила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проект концепции, которая обязует интернет-компании раскрывать алгоритмы ранжирования, давать равные условия доступа и возможность поставщикам самим управлять ценами на всех платформах. Участники рынка e-commerce уверены, что преждевременное госрегулирование только навредит ему.
В числе требований — раскрытие информации по ранжированию продавцов и товаров, идентификация поставщиков, запрет необоснованного отказа в доступе, запрет паритета цен и пр. Для онлайн-платформ с доминирующим положением предусмотрен «оборотный штраф» за нарушения, для остальных — фиксированный. Контроль предлагается отдать ФАС
Поводом послужил конфликт российских отельеров с Booking.com: сервис обвиняли в навязывании невыгодных условий — паритета цен, что позволяло Booking.com гарантировать лучшее предложение. В конце 2020 года ФАС выдала Booking.com B.V. предписание об устранении нарушений, потребовав исключить из договоров условия о паритете цен. Сейчас Booking.com B.V. оспаривает решение в суде.
Концепция «Опоры России» предполагает, что поставщик товаров или услуг сможет сам варьировать цены на платформах. Операторы платформ будут раскрывать порядок предоставления и стоимости услуг, критерий ранжирования, формирования контекстной рекламы. Условия заключённых договоров должны быть едиными для контрагентов, поставляющих сопоставимые товары и услуги. Об изменениях в правилах пользователи должны извещаться не менее чем за 20 дней. В ФАС сообщили “Ъ”, что предложения будут внесены на рассмотрение экспертного совета по развитию конкуренции в IT.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов говорит, что в e-commerce работает большое количество сервисов и у поставщиков есть возможность выбрать онлайн-площадки с лучшими условиями. «Частные проблемы же нужно решать в частном порядке», — поясняет он. По словам господина Соколова, маркетплейсы в России активно развиваются только с 2018 года, а преждевременное госрегулирование ограничит конкуренцию и негативно отразится на удобстве сервисов, от чего пострадают и поставщики, а в конечном итоге — потребители.
Раскрытие механизма ранжирования, по мнению других экспертов, грозит накрутками: поставщики будут следовать только формуле, а равный доступ не позволит маркетплейсам предлагать лучшие условия компаниям, нужным для развития категории или региона.
Подробнее в «Коммерсантъ»
Будьте в курсе
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ