Правоотношения продавцов и покупателей

Разъяснение правил возврата денежных средств при возврате товара

16 ноября 2018

Краеугольным камнем всей российской торговли, как известно, является Закон «О защите прав потребителей», положения которого описывают и регламентируют правоотношения продавцов и покупателей, однако, одна из его статей до недавнего времени позволяла неоднозначно трактовать формулировку и заставляла продавцов интернет-компаний терпеть большие убытки.

Речь идёт о так называемом «законе о возврате товара» (п. 4 ст. 26.1), в котором записано, что потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи – в течение семи дней. В свою очередь при отказе потребителя от товара продавец обязан вернуть ему деньги за вычетом расходов на обратную пересылку. Причём сделать это нужно в течение десяти дней с момента предъявления потребителем требования о возврате товара в магазин.

Для предприятий интернет-торговли это положение Закона «О защите прав потребителей» было настоящей головной болью. Учитывая географию нашей страны, товары могли возвращаться от покупателей гораздо дольше оговоренных в Законе десяти дней. Со своей стороны, чтобы не платить штрафы и неустойки, продавцы зачастую возвращали покупателям деньги, не дожидаясь фактического поступления товара обратно на склад. И потом сильно об этом жалели, поскольку примерно в пяти процентах случаев товары возвращались к продавцам в ненадлежащем виде и состоянии, а иногда и вовсе не возвращались, что наносило им значительный материальный ущерб.

19 января 2021 года  президент Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ) Артём Соколов обратился за разъяснениями к руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Анне Поповой. Президент АКИТ просил дать чёткие ответы на вопросы:

  • Обусловлен ли возврат денежных средств продавцом фактом получения товара от потребителя?
  • Каковы должны быть действия продавца в случае, когда потребитель заявляет претензии по качеству товара, но при этом не предоставляет товар продавцу для проведения проверки качества?
  • С какого момента начинает отсчитываться срок возврата денежных средств, установленный п. 4 ст. 26 Закона «О защите прав потребителей» при возврате товара, приобретённого дистанционным способом?

Ответ главы Роспотребнадзора оказался прост и понятен: поскольку отношения в области защиты прав потребителей, прежде всего, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, то и при правоприменении пункта 4 статьи 26.1 Закона «О защите прав потребителей» следует руководствоваться соответствующими положениями ГК РФ.

Таким образом, в рамках пункта 4 ст. 26.1 Закона потребитель и продавец одновременно выступают в качестве должника и кредитора по отношению друг к другу. Соответственно, потребитель как кредитор вправе требовать от продавца возврата денежных средств, а как должник обязан вернуть ему товар. В свою очередь продавец в качестве должника обязан вернуть покупателю уплаченную по договору за возвращаемый товар сумму денег, а как кредитор – вправе требовать возвращения себе товара в полностью исправном состоянии с сохранением его потребительских свойств.

При этом взаимные обязательства сторон, возникшие по данному правоотношению, должны надлежащим образом исполняться как продавцом, так и покупателем. Таким образом, долг не считается просроченным, пока обязательство не может быть исполнено по вине кредитора. То есть, пока товар не возвращён продавцу, он не может допустить просрочки выполнения требований потребителя, и основания для взыскания неустойки и штрафа не возникают, тем более что сумма, подлежащая возврату, исчисляется «за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращённого товара».

Десятидневный срок возврата денег с момента, когда продавец получит товар назад — это совершенно логичное решение. Мы понимаем, что даты отправления покупателем и фактического получения продавцом товара не совпадают: все возможные способы возврата товара при интернет-торговле — через постаматы, ПВЗ, почтовыми отправлениями — занимают определённое время. Но только при наличии товара можно оценить его состояние для последующего удовлетворения претензий, и именно на это продавцу отводится десять дней.

 

Ознакомиться с разъяснением правил возврата денежных средств при возврате товара от Роспотребнадзора.

 

Будьте в курсе

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ