Идентификация интернет-магазина

Почему интернет-торговля не может быть анонимной

5 мая 2017

В настоящее время в доменной зоне «.ru» зарегистрировано около 6 миллионов уникальных имён, 90 процентов которых принадлежат физическим лицам. Официальную коммерческую деятельность ведут более 70 тысяч интернет-магазинов, при этом не все из них считают нужным соблюдать требования действующего законодательства. 15% из тысячи популярных в нашей стране интернет-магазинов не считают нужным обеспечить идентификацию: не размещают на своих сайтах обязательную информацию о юридических лицах, ведущих предпринимательскую деятельность. В таких случаях домен, как правило, принадлежит физическому лицу, а деятельность ведётся либо от иного юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо вовсе не оформляется официально, как того требует законодательство.

Таким образом, говорить о прозрачности интернет-торговли в России пока сложно. В ряде случаев покупатели не имеют представления о продавце, что значительно осложняет разрешение споров в случае их возникновения. Иногда достоверную информацию о фактическом субъекте экономической деятельности можно получить только после долгих оперативно-розыскных мероприятий с привлечением правоохранительных органов. И такая работа, как правило, не имеет успеха, так как вместо мгновенных запросов в банк и блокировки счетов, заявление блуждает из одного отдела в другой, тогда как счёт мошенника спокойно закрывается, а деньги выводятся.

В настоящее время домен интернет-магазина может принадлежать физическому лицу или даже находиться в аренде. Ответственность за размещение информации по такому адресу также несёт его владелец, личность которого можно установить лишь после запроса в правоохранительные органы.

Многие сознательные владельцы интернет-магазинов всё же наводят порядок в отношении владения информационными ресурсами, правда, такую процедуру в основном проводят владельцы крупных интернет-магазинов, которые ведут свою деятельность добросовестно.

Вопросы идентификации юридического лица, возникшие в начале развития эпохи цифровизации, не потеряли свою актуальность и сегодня. Практика показывает, что решение этой проблемы невозможно без переговоров ICANN («Интернет-корпорация по присвоению имён и номеров» — некоммерческая организация, отвечающая за поддержание и координацию интернета, в частности адресов интернет-протокола IP и системы доменных имён DNS) и сообщества организаций, осуществляющих регистрацию. Но и это не может стать решением до тех пор, пока в нормах закона отсутствуют специальные требования по регистрации доменного имени  юридическим лицом: сейчас отсутствует жёсткая привязка собственника доменного имени к субъекту интернет-торговли, а доменное имя не является средством индивидуализации.

Тем не менее, быстрый поиск и определение владельцев домена всё же существует. Такую помощь оказывают партнёры АКИТ при обращении на горячую линию ассоциации, например, компания BrandMonitor.

 

Будьте в курсе

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ