Отмена десятикратных штрафов

АКИТ выступила против законодательной инициативы об увеличении штрафов

15 мая 2018

В 2018 году группа сенаторов внесла в Государственную думу проект постановления об изменении ряда положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). Документ предусматривал десятикратное увеличение штрафов для продавцов, нарушающих Закон РФ «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП). Однако вмешательство в ситуацию бизнес-сообщества привело к тому, что парламентарии отклонили этот законопроект.

2018 год мог стать последним годом работы для многих предприятий из-за поправок в КоАП, которые внесла в Государственную думу группа сенаторов. В пояснительной записке к документу необходимость увеличения размера штрафных санкций для тех, кто нарушил Закон «О защите прав потребителей», объяснялась исключительно заботой о соблюдении прав граждан и недопущением введения потребителей в заблуждение.

Авторы законопроекта указывали на то, что в российском законодательстве установлена обязанность продавца (исполнителя, изготовителя) предоставлять потребителю (покупателю) необходимую, достоверную и полную информацию о товаре (работе, услуге). При этом, по данным Роспотребнадзора, непредоставление этой информации на протяжении ряда лет являлось наиболее распространённым нарушением ЗоЗПП со стороны предпринимателей.

На основании этого сенаторы сделали вывод о том, что ответственность, предусмотренная за данное нарушение ч.1 ст. 14.5 КоАП, установленная в 2007 году, с тех пор ни разу не корректировалась и нуждается в пересмотре. Разумеется, пересмотреть её предполагалось в сторону увеличения, поскольку по мысли авторов документа, действующие «размеры штрафов… не оказывают должного превентивного воздействия на недобросовестных продавцов (исполнителей, изготовителей)» и их необходимо увеличить сразу в 10 раз!

Разумеется, АКИТ не могла пройти мимо такой законодательной инициативы. И уже весной 2018 года направила в Комитет Государственной думы по государственному строительству и законодательству письмо с многочисленными замечаниями на спорный законопроект.

В своём письме АКИТ указала на то, что имеющиеся меры гражданско-правовой ответственности в полной мере защищают потребителя и предоставляют ему исчерпывающие механизмы восстановления нарушенных прав и получения компенсаций. Потребитель вправе не только потребовать от продавца возврата товара, возмещения убытков и компенсации морального вреда, но и во многих случаях имеет основания для получения неустойки и взыскания штрафа.

Кроме того, президент АКИТ Артём Соколов подчеркнул, что в предложенной редакции законопроекта совершенно не учитывается Постановление Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. № 4-П, в котором прямо указывается, что меры административной ответственности и правила их применения должны соответствовать характеру правонарушения и обеспечивать учёт причин и условий его совершения, а также степень вины нарушителя.

В случае, когда нижняя граница многих административных штрафов для юридических лиц составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального подхода к наложению штрафных санкций становится крайне затруднительным. Предлагаемые изменения в части ещё большего увеличения штрафных санкций (от двухсот пятидесяти тысяч рублей), распространяющихся на все юридические лица, вне зависимости от характера, последствий правонарушения и его индивидуальных обстоятельств, приведёт лишь к усугублению сложившейся ситуации.

Например, отсутствие на упаковке из-под карандашей информации об адресе предприятия-изготовителя станет достаточным основанием для назначения канцелярскому магазину штрафа в размере от 250 000 до 500 000 рублей. И это при том, что объём и содержание информации о товаре определяется изготовителем! Однако правоприменительная практика свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве таких случаев к ответственности привлекается именно продавец.

На основании вышеизложенного АКИТ сделала вывод, что в текущей редакции предложенный сенаторами законопроект имеет потенциал к увеличению коррупционных рисков и может стать инструментом недобросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами.

В качестве разумных и достаточных мер, направленных на своевременное обеспечение потребителей необходимой и достоверной информацией о товарах, по мнению Артёма Соколова, следовало обязать изготовителей размещать все предусмотренные нормативно-правовыми актами сведения о товарах на своих официальных сайтах в интернете. С одной стороны, это повысило бы доступность необходимых потребителю сведений, с другой – упростило бы надзорным органам контрольные процедуры.

После бурных обсуждений, в том числе и благодаря отрицательному и обоснованному отзыву АКИТ, данный законопроект был отклонён, и десятикратное увеличение штрафов не состоялось.

 

Будьте в курсе

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ