Стратегия развития информационного общества в РФ
Какие задачи решает новая программа развития
1 января 2017
Стратегия развития информационного общества в России на 2017–2030 годы во многом стала правопреемницей аналогичной программы, действовавшей с 2008 по 2015 год. Программа рассчитана на 13 лет и определяет общий вектор развития информационного общества в стране.
Новая стратегия развития является более масштабным документом как по объёму, так и по содержанию. Программа стала более продолжительной, в неё включён ряд положений из предыдущей стратегии — недостаточно реализованных или нуждающихся в актуализации в соответствии с современным развитием технологий. Здесь к ним добавился целый список ранее не звучавших новшеств и терминов. Так, понятия «киберпространство», «облачные вычисления» и «интернет вещей» впервые были официально упомянуты именно в новой «Стратегии развития информационного общества».
Содержательная часть документа наполнена положениями о необходимости создания условий для вовлечения предприятий малого и среднего бизнеса в электронные коммерческие отношения, о широком использовании электронных систем отчётности, о формировании доверия к электронной цифровой подписи, о создании и поддержке технологически безопасной и независимой инфраструктуры для электронной торговли и о защите персональных данных. Причём последняя задача должна быть реализована исключительно на основе отечественных разработок в области информационной безопасности. Эти же решения должны обеспечить до конца 2030 года создание полностью независимой и безопасной платёжной инфраструктуры для розничной интернет-торговли, которая гарантирует чистоту и прозрачность всех финансовых операций в сегменте e-commerce, включая трансграничные платежи.
Заслуживают внимания также положения Стратегии о равенстве российских и зарубежных игроков сегмента e-commerce перед лицом российского законодательства, и обязанность последних работать в нашей стране через российские представительства. Кроме того, Стратегия признаёт благотворное влияние цифровизации на качество оказываемых услуг населению в рамках интернет-торговли и декларирует необходимость развития экспортной деятельности, как одного из неотъемлемых элементов развития несырьевой экономики.
Кроме того, в Стратегии отражены ключевые национальные интересы в области цифровой экономики, в их числе:
— повышение конкурентоспособности российских высокотехнологичных организаций на международном рынке;
— обеспечение технологической независимости и безопасности инфраструктуры, используемой для продажи товаров и оказания услуг российским гражданам и организациям;
— защита граждан от контрафактной и некачественной продукции;
— сохранение в существующих традиционных отраслях экономики технологий и способов производства товаров и оказания услуг;
— выполнение требований законодательства РФ иностранными участниками рынка наравне с российскими организациями;
— обеспечение поддержки выхода российских организаций на зарубежные рынки товаров и услуг;
— соблюдение антимонопольного законодательства при ведении бизнеса российскими и зарубежными организациями в сфере цифровой экономики, а также обеспечение равных налоговых условий;
— обеспечение сертификации и лицензирование товаров и услуг, ввозимых в РФ, в том числе приобретаемых в интернете;
— принятие мер по ограничению доступа к программному обеспечению, товарам и услугам, предоставляемым в интернете на территории РФ, иностранными организациями, допустившими нарушение российского законодательства;
— обеспечение иностранным организациям, оказывающим услуги в РФ, возможность создания своих представительств в России, а также совместных предприятий с крупными российскими организациями на паритетных условиях;
— проведение мероприятий по защите прав российских потребителей при продаже товаров в интернете, а также дистанционном оказании услуг;
— обеспечение создания и функционирования в РФ представительств иностранных организаций для работы с жалобами и обращениями российских граждан и исполнения требований государственных органов.
Ассоциация компаний интернет-торговли активно поддерживает развитие наиболее актуальных разделов Стратегии, прямо или косвенно влияющих на увеличение рынка e-commerce и объёмов дистанционной торговли в целом. Например, развитие безналичных систем платежей, легализация дистанционной торговли отдельными видами товаров, актуализация правил продаж дистанционным способом, введение стандартов качества обслуживания потребителей. Эти направления (легализация продажи лекарственных средств, стимуляция безналичных платежей, противоэпидемические стандарты работы) успешно реализовались в мероприятиях при участии АКИТ, направленных на поддержку работы отрасли электронной коммерции во время ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 2030 годы
Будьте в курсе
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ