Легализация электронных уведомлений о возврате и обмене

Интернет-пользователи могут получать всю информацию о товаре в электронном виде

8 сентября 2018

Несовершенства законодательства порождают сложности в правоотношениях между продавцами и покупателями. Очень часто это следствие бурного развития рынка, за которым законы просто не успевает. Одно из таких несовершенств касалось информирования потребителей о порядке и сроках возврата товаров, которое должно осуществляться в письменном виде, однако без уточнения в каком именно. Означает ли это, что единственным легитимным способом информирования потребителей об условиях возврата остаётся отпечатанный на бумаге текст или достаточно отправить клиенту электронное уведомление, развёрнутое электронное письмо или ссылку на оферту, размещённую на сайте?

Пункт 3 статьи 26.1 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 (далее ЗОЗПП) гласит, что потребителю в момент доставки товара в письменной форме должна быть предоставлена информация о порядке и сроках возврата товара.

До активного развития интернет-торговли никаких трудностей с этим не возникало: всю необходимую информацию покупатель получал или вместе с договором, или с кассовым чеком. Однако законодательная норма, сформулированная ещё в конце прошлого тысячелетия, допускала двоякое толкование.

Интернет-пользователи уже давно привыкли получать всю интересующую их информацию о товаре в электронном виде, по электронной почте или непосредственно на сайте. Но положение о необходимости информирования покупателя об условиях возврата товара именно «в письменной форме» позволяло предположить, что с точки зрения закона единственным легитимным способом сделать это — остаётся печать соответствующей информации на бумаге, что не соответствует духу времени.

Отказ от бумажного документооборота не только позволяет компаниям оптимизировать свои бизнес-процессы, значительно снизить издержки, но и предложить клиентам более удобный сервис: ведь в мобильном приложении фискальные чеки, информация о товаре, правила и условия возврата не потеряются, они всегда будут под рукой вместе со смартфоном. В связи с этим Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) в 2018 году обратилась к руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Анне Поповой с просьбой разъяснить, считается ли достаточным с точки зрения действующего законодательства предоставление информации о порядке и сроках возврата товаров не в печатном, а в электронном виде или по электронной почте вместе с информацией о заказе.

По существу поставленного перед ведомством вопроса заместитель руководителя Роспотребнадзора сообщил, что при соблюдении продавцом письменной формы предоставления информации, о которой говорится в пункте 3 статьи 26.1 ЗОЗПП, допустимо руководствоваться положениями пункта 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), согласно которому «договор в письменной форме может быть заключён… также путём обмена… документами, в том числе электронными, передаваемыми по каналам связи, позволяющим достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору». При этом в соответствии с тем же пунктом 2 статьи 434 ГК РФ электронный документооборот и электронная почта официально признаются формами документов, имеющих равную юридическую силу с документами, отпечатанными на бумаге.

Окончательное закрепление эта норма получила в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», в разработке которых участвовала АКИТ: «При дистанционном способе продажи товара продавец предоставляет потребителю полную и достоверную информацию… Обязанность продавца признаётся исполненной в случае предоставления потребителю информации с помощью электронных и иных технических средств».

С официальным ответом Роспотребнадзора о легализации электронных уведомлений вы можете ознакомиться по этой ссылке.

Будьте в курсе

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ