Падение трансграничной онлайн-торговли

АКИТ оценила объёмы трансграничной интернет-торговли в первом квартале

26 апреля 2022

В результате ухода из России международных платёжных систем сегмент трансграничной интернет-торговли потерял в объёмах вдвое, на нём фактически осталась только AliExpress Россия. Отказ международных платёжных систем Visa и Mastercard обслуживать платежи россиян за пределами страны ожидаемо привёл к обвалу трансграничной онлайн-торговли. В марте 2022 года Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) зафиксировала падение объёмов покупок в зарубежных интернет-магазинах на 55% по сравнению с аналогичным месяцем 2021 года, до 12,1 млрд руб.

При этом ещё в феврале сегмент трансграничной онлайн-торговли показал рост год к году на 28%, до 38 млрд руб. В январе прирост объёма составил и вовсе 67%, до 38,4 млрд руб.

США, ЕС и Великобритания начали вводить против России экономические и торговые санкции уже в конце февраля. Вслед за этим об уходе из России объявили Visa и Mastercard, что означает для россиян невозможность расплачиваться картами этих платёжных систем за рубежом, в том числе оплачивать покупки в зарубежных онлайн-магазинах. Затем о прекращении доставки товаров в Россию заявили такие крупные маркетплейсы, как Asos, MatchesFashion, Farfetch, Yoox, iHerb.

Прежде иностранные маркетплейсы делали короткую паузу в обработке заказов россиян (в 2014 году) после изменения правил таможенного оформления.

После того как оплата товаров на подавляющем большинстве международных площадок стала невозможной, фактически вся трансграничная торговля (по оценке аналитиков АКИТ, 98% покупок в марте) сосредоточилась на маркетплейсе «AliExpress Россия», совместном предприятии китайской Alibaba Group, VK, USM и Российского фонда прямых инвестиций. Около 2% пришлись на покупки с помощью сервисов дропшиппинга (посредников) в других странах, включая США.

Ещё в январе 2022 года доли стран в сегменте трансграничной онлайн-торговли распределялись следующим образом: 75% покупок приходилось на Китай, 11% — на США, почти 6% — на Великобританию и 1,3% — на Италию (на каждую из остальных стран Европы и Азии пришлось менее 1%).

Однако россияне компенсировали невозможность совершать покупки в большинстве зарубежных интернет-магазинов заказами в местной онлайн-рознице, оборот которой рос от месяца к месяцу. За весь первый квартал он вырос на 64%, до 1,16 трлн руб. Сегмент трансграничной торговли за весь первый квартал с учётом положительной динамики в январе и феврале показал рост на 11%, до 88,6 млрд руб.

 

Подробнее на РБК 

Будьте в курсе

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ