Новые требования к персональным данным

Импортёров фактически обязывают согласовывать покупки из-за рубежа с Роскомнадзором

27 июня 2022

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ: объединяет игроков, занимающих 70% российского рынка) 23 июня обратилась к премьер-министру России Михаилу Мишустину и председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой внести изменения в законопроект «О персональных данных», поправки к нему были рассмотрены в первом чтении 24 мая — из-за новых требований неизбежно падение продаж.

Если документ будет принят в этом виде, интернет-магазины ждёт значительное увеличение сроков доставки зарубежных товаров, а также двукратное падение продаж в денежном и количественном выражении, сказано в письме («Ведомости» ознакомились с его копией). Представитель правительства сообщил, что документ на имя Мишустина получен, но комментировать его не стал.

Согласно тексту законопроекта, компании обязаны уведомлять Роскомнадзор о каждом новом иностранном лице, которому передаются персональные данные покупателя или – в зависимости от трактовки – о каждом новом случае передачи таких данных за рубеж, следует из письма АКИТ. По расчётам последней, это означает, что они должны будут ежегодно сообщать о 120 000–200 000 зарубежных продавцов или о свыше 4 млн покупок у иностранных игроков.

Исходя из прямого толкования нормы законопроекта, интернет-магазины будут уведомлять именно о каждом новом случае передачи персональных данных за рубеж, говорит член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. Но, по её словам, в той же статье есть формулировка, которая, вероятно, указывает, что при дальнейших сделках с теми же субъектами информировать ведомство уже будет не нужно. По её словам, если законодатель не сформулирует положения однозначно, разграничив ситуации, когда сообщать о передаче данных нужно, а когда – нет, помочь с толкованием сможет только суд.

Трансграничные онлайн-продажи в 2021 г. достигли 478,6 млрд руб. – это 13% от общего объёма интернет-торговли, следует из данных АКИТ. За четыре месяца 2022 г. показатель составил лишь 11,7 млрд руб., т. е. 3% от всех онлайн-продаж. По сути, трансграничной торговли на сегодняшний момент практически нет, единственный оператор, который умеет решать проблему платежей за рубеж, – это AliPay, говорит партнёр специализирующейся на рынке электронной коммерции аналитической компании Data Insight Фёдор Вирин.

Ключевым вопросом для России является снижение перекосов в торговом балансе, а именно восстановление импорта, уверен гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В частности, государство впервые приняло решение о льготном кредитовании этого сегмента. Трансграничная торговля и прямой импорт (когда российские онлайн-магазины сами закупают товар за рубежом, ввозят и продают в России) – это те каналы, которые могут быстрее всего адаптироваться в нынешней ситуации. Так что избыточно жёсткое регулирование выглядит совершенно нелогичным с точки зрения государственных целей.

В письмах АКИТ также отмечается, что уведомление в Роскомнадзор должно включать в себя информацию, для сбора и анализа которой компаниям придётся привлекать внешних консультантов, чей труд ассоциация оценила в 3–10 млн руб. ежегодно. Кроме того, согласно тексту законопроекта, если зарубежный продавец работает в стране, которая не обеспечивает надлежащую защиту прав субъектов персональных данных, то уведомительный порядок их передачи становится разрешительным: без согласования Роскомнадзора нельзя будет доставлять товары такого продавца в Россию. На принятие решения ведомству отводится 30 календарных дней.

Законопроект может создать и риски для экспорта российских товаров, заявил представитель Wildberries. По его словам, срок в 30 календарных дней значительно затормозит выход отечественных компаний на иностранные рынки и негативно отразится на темпах поставок, так как разрешение Роскомнадзора надо будет получать при обмене персональными данными предпринимателей или покупателей на зарубежных рынках.

Подробнее в Ведомости

Фото:  Николай Винокуров / Фотобанк Лори

 

Будьте в курсе

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ