Онлайн-продавцам готовят штрафы за товары без сертификата

Как планируют защитить клиентов маркетплейсов от недобросовестных поставщиков

15 ноября 2023

Онлайн-продавцам готовят штрафы за товары без сертификата: за отказ предоставить сертификаты качества своих товаров или загрузку заведомо ложного документа продавцов на маркетплейсах могут начать штрафовать. Не исключено, что должностным лицам это обойдётся в 40 тыс., а юрлицам — уже в 300 тыс. рублей по аналогии со штрафами в обычных магазинах. Как выяснили «Известия», такие планы обсудит специальная рабочая группа в Госдуме. 15 ноября она соберётся на первое совещание, чтобы подискутировать о законопроекте об обязательном предоставлении онлайн-продавцами сертификатов качества своих товаров. Инициативу уже поддержали правительство и профильный комитет при условии её доработки.

Необходимость обязать продавцов и владельцев маркетплейсов добавлять в описание товаров или услуг ссылку на сертификат качества (из Единого реестра выданных сертификатов соответствия) законодатели обсуждают почти полгода. Об этом ранее рассказывали «Известия». Инициатива поможет защитить покупателей от некачественного товара, потому что в интернет-магазинах у людей нет возможности самостоятельно оценить его состояние, поэтому нередко они принимают решение о покупке исключительно по изображению, сказала «Известиям» автор законопроекта, депутат ГД Татьяна Буцкая.

— Покупая в интернет-магазине, любой должен быть защищён от некачественного товара. Например, детские товары должны иметь сертификаты и декларации соответствия. Поскольку Росаккредитация ведет такой реестр, считаю правильным, чтобы на сайтах маркетплейсов в обязательном порядке рядом с карточкой товара была ссылка на этот реестр, — сказала депутат.

С 2020 года Росаккредитация предоставляет площадкам электронной коммерции данные о сертификатах и декларациях. Маркетплейсы на добровольной основе подключаются к этому сервису и предоставляют своим клиентам возможность ознакомиться со статусом документов на товары, размещённые на площадке. В 2021 году ссылки на реестр были в 1 млн карточек товаров в интернет-агрегаторах. В 2022 году их стало 3 млн, а сейчас — более 12 млн, следует из данных службы.

Несмотря на то, что инициативу внесли в Госдуму ещё в мае, она так и не прошла первое чтение. Как заявил источник «Известий» в кабмине, в целом там поддержали законопроект, но при условии его доработки. Такую же позицию выразил и профильный комитет Госдумы по промышленности и торговле, которому документ поступил на отзыв.

— К законопроекту есть несколько вопросов: во-первых, если мы вводим обязанность для продавцов, то должна быть и ответственность. В чём она будет заключаться? Пока об этом единого мнения нет. Во-вторых, если прикреплять сертификаты соответствия, кто будет проверять, правильный он или нет, относится он к данному товару или нет. Бывает и так, что в разных партиях одного и того же товара сертификат может быть тоже разный, — сказал «Известиям» замглавы комитета ГД по промышленности и торговле Александр Спиридонов.

Подобные документы о соответствии недобросовестные продавцы действительно могут скачать на просторах интернета, обратил внимание президент АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли) Артём Соколов. «Возможно, [стоит] выбрать конкретную товарную категорию, которая уже сегодня прослеживается, и провести на ней пилотный проект для того, чтобы отточить все процессы и затем уже вести речь о масштабировании на другие категории», — предложил он.

Однако уже сейчас в инициативном порядке некоторые интернет-агрегаторы тестируют подобный механизм на своих сайтах. К примеру, один из наиболее крупных в России маркетплейсов Wildberries участвует в эксперименте с Росаккредитацией на протяжении года, сказали «Известиям» в его пресс-службе. По данным Wildberries, свыше 8 млн товаров прошли верификацию. Сейчас обязанность по проведению сертификации и декларированию соответствия законодательно возложена на производителей и импортёров товаров, которые определяют необходимость прохождения этих процедур и обеспечивают соблюдение требований по безопасности, пояснили в компании. С вопросом об отношении к законопроекту «Известия» также обратились в другие крупные агрегаторы — «Озон» и «Яндекс Маркет».

Парламентарии, несмотря на вопросы к тексту документа, от инициативы не отказались: комитет ГД по промышленности и торговле создал рабочую группу с привлечением Минпромторга, Росаккредитации и экспертов из отрасли цифровой торговли для работы над законопроектом. Ранее Минпромторг поддержал законопроект опять же с оговорками.

— Ключевым являлось замечание, что соответствующая ссылка должна размещаться не в карточке товара, а в описании, так как на некоторых маркетплейсах в одной карточке размещаются несколько однотипных товаров. Иначе законопроект обяжет перестроить модель ведения бизнеса, что в итоге потребует вложения дополнительных средств, — объяснили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Там также добавили, что изначально в законопроекте не были прописаны штрафы. Сейчас крупные маркетплейсы уже участвуют в проекте Росаккредитации. «Примерно 13 млн карточек интегрировано в данную систему», — заметили в Минпромторге.

Первое заседание рабочей группы пройдет 15 ноября, уточнили «Известиям» в комитете. Сперва хотят обсудить сам порядок — как именно обязать продавцов указывать сведения о сертификате при заполнении карточки товара, если он подлежит обязательному подтверждению соответствия. По словам Александра Спиридонова, если подобное требование будет законодательно закреплено, за этим последует обсуждение ответственности.

Подробнее Известия

Фото:  Aleksandr Golubev / Фотобанк Лори

Будьте в курсе

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ