Борьба с контрафактом в интернет-магазинах

Откуда контрафакт на площадках и как с ним борются ритейлеры

12 июля 2022

Сковородка облезла через месяц, подошва у кроссовок отвалилась под первым дождём, а после нанесения чудо-крема лицо покрылось прыщами. Гневных комментариев покупателей, обвиняющих интернет-магазины в подделках, — бессчётное количество. Теперь на проблему обратил внимание и Минпромторг. При этом в ведомстве считают, что компании готовы бороться с такими продавцами — они создают автоматические системы для пресечения выхода контрафакта и фальсификата на площадки, а также проводят мониторинг продукции.

В частности, в Wildberries заверили, что информация о продаже на площадке контрафакта не соответствует действительности: давно отлажена модель работы с брендами, некачественная продукция отсеивается. У Wildberries прямые контракты с крупнейшими российскими и международными производителями, а также представлены товары от российского малого бизнеса. Кроме того, сейчас компания разрабатывает автоматизированную систему выявления контрафакта на основе искусственного интеллекта, которая позволит повысить эффективность этой работы. При выявлении любых нарушений Wildberries применяет санкции — от блокировки товара до полной блокировки продавца.

В Ozon также заявили, что у них запрещена продажа контрафактной и фальсифицированной продукции. При выявлении таких товаров компания блокирует их карточки и скрывает от покупателей. Ozon применяет специальный алгоритм машинного поиска, который «способен анализировать уже заблокированные товары, сравнивать их по ключевым характеристикам и передавать подозрительные товары на ручную проверку команде контроля качества». Сейчас таким образом каждый месяц проверяется более 15 тысяч обращений партнёров и покупателей. Доля блокировок неоригинальных товаров на маркетплейсе не увеличивается, в то время как ассортимент кратно прирастает.

По подсчётам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), доля контрафактной продукции на площадках может составлять 0,1% от всех предложений. Но с учётом того, что товаров на маркетплейсах может быть от 30 до 300 млн, речь идёт о существенном, но не о внушительном объёме поддельной продукции, считает президент АКИТ Артём Соколов.

Площадки предпринимают колоссальные усилия по фильтрации товаров и селлеров: пре- и постмодерация размещённых товаров вручную, более активное внедрение искусственного интеллекта. Работает и контроль со стороны государства, площадки быстро реагируют на такие запросы и снимают всю запрещённую продукцию. Однако продавцы всё равно находят способы обходить фильтры площадок, и контрафактный товар появляется на витрине, признает Соколов.

Даже в США, где для борьбы с контрафактом написано много законов и для нарушителей предусмотрены внушительные тюремные сроки, есть торговые центры, где сумки Louis Vuitton продаются по 20 долларов, говорит председатель Совета по развитию электронной торговли Торгово-промышленной палаты Алексей Фёдоров. Никакого гигантского потока контрафакта в России нет. Не может способствовать увеличению контрафакта и механизм параллельного импорта, ведь с помощью него разрешён ввоз не контрафакта, а оригинального товара, подчёркивает эксперт. Более того, поскольку импорта сейчас в стране стало меньше, пропорционально меньше стало в стране и контрафакта.

Соколов напоминает, что покупатель имеет право запросить разрешительные документы и сертификаты на товар, и продавец обязан их предоставить. Сейчас можно проверить их подлинность: у площадок есть доступ к сведениям из реестров о сертификатах и декларациях соответствия. Должна принести свои результаты и система маркировки товаров — в ближайшее время маркетплейсы станут участниками оборота.

Подробнее в Российской газете

Будьте в курсе

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ