Большая победа малой авиации
Доставка интернет-заказов в труднодоступные районы станет возможной с помощью авиации
30 июня 2020
Малая авиация добилась большой победы в виде ослабления ограничений Минтранса на участие в коммерческих перевозках. Этому предшествовала кропотливая и трудная работа. Отраслевой Ассоциации малых авиационных предприятий (МалАП) вместе с Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ) пришлось обращаться в Минпромторг и Ростуризм с просьбой поддержать поправки к Воздушному кодексу, внесённые в Государственную думу.
В своём письме, составленном по итогам совещания, состоявшегося 25 мая 2020 года в Минпромторге, и адресованном министру промышленности и торговли Российской Федерации Денису Мантурову, президент АКИТ Артём Соколов обозначил существующие в отрасли проблемы и изложил предложения ритейла относительно стабилизации доставки интернет-заказов в удалённые и труднодоступные районы страны с помощью авиаперевозок.
В последние годы крупные интернет-магазины использовали авиацию для доставки своих товаров или в качестве опции скоростной премиум-доставки для отдельных категорий клиентов, или в качестве единственно возможного способа доставки в удалённые и труднодоступные населённые пункты, расположенные, преимущественно на Крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. Причиной этого является отсутствие нормального железнодорожного и автомобильного сообщения с этими городами и посёлками, что в конечном счёте сказывается на стоимости доставки и ведёт к сокращению спроса в регионах с низкой покупательской способностью населения.
Коронавирусная пандемия только усугубила ситуацию и ещё больше осложнила доставку интернет-заказов в труднодоступные районы страны из-за отмены большой части внутренних пассажирских авиарейсов. При этом у одного только маркетплейса Wildberries ежедневная потребность в авиаотправлениях в Анадырь, Нарьян-Мар, Норильск, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Якутск составляет 70 м3. Удовлетворить её при существующей частоте и загруженности регулярных рейсов гражданской авиации не представляется возможным.
Выходом из сложившегося положения могло бы стать использование фидерных рейсов «малой» авиации. Стоимость её услуг, рейсы которой выполняются на лёгких воздушных судах (массой не более 5,7 тонны для самолёта) между региональными центрами, удалёнными населёнными пунктами и по кольцевым маршрутам, в условиях низкой плотности населения и отсутствия развитой авто- и железнодорожной сети во многих случаях оказывается самой доступной.
«Малая» авиация имеет также весьма лояльные требования к инфраструктуре: для её функционирования достаточно наличия грунтовых взлётно-посадочных полос протяжённостью 500 метров и внутренних водоёмов с участками открытой воды аналогичной длины. Однако на протяжении более чем 20 лет «малая» авиация в нашей стране практически отсутствует по причине распространения на эксплуатантов лёгких воздушных судов сертификационных требований (ФАП-246), предъявляемых Минтрансом к «большой» гражданской авиации.
В июне 2020 года в Государственную думу был внесён законопроект №970922-7 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части саморегулирования отдельных видов деятельности», который предусматривал допуск «малой» авиации к выполнению коммерческих воздушных перевозок без получения сертификата эксплуатанта, но при условии членства перевозчика в профильной саморегулируемой организации (СРО).
Этот законопроект с подачи Министерства промышленности и торговли получил положительное заключение Правительства РФ, после чего Минтранс в ноябре 2020 года выпустил приказ №494, которым дал «малой» авиации разрешение на перевозку грузов, пассажиров и проведение широкого перечня авиаработ без получения сертификата эксплуатанта.
В результате с 1 января 2021 года юридические лица и индивидуальные предприниматели получили право на выполнение нескольких десятков видов работ на воздушных судах, относящихся к «малой» авиации. Но что важнее всего для интернет-торговли, «малая» авиация получила право на перевозку заказов, оформленных в интернет-магазинах — это даёт отрасли гражданской авиации мощный стимул для дальнейшего развития, и позволяет заказчикам заключать договоры по перевозке грузов по более выгодным тарифам, решая тем самым проблему «последней мили» при доставке товаров в труднодоступные и удалённые населённые пункты.
Будьте в курсе
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ