Прозрачные условия блокировки
Разъясняем критерии блокировки интернет-магазинов со страницами алкогольной продукции
30 марта 2021
Как известно, оборот крепкого алкоголя и спиртосодержащей продукции в России жёстко регламентирован. Это касается как процесса производства, так и реализации жидкостей и напитков, например, существует запрет на дистанционную торговлю алкоголем. Сайты, которые предлагают такую продукцию сразу блокируются. Однако иногда под блокировку попадали интернет-магазины, которые были лишь витринами, где клиент мог ознакомиться с ассортиментом, зарезервировать товар, а затем самостоятельно забрать его из торговой точки. При этом карточки товаров из категории «алкогольная продукция», на подвергавшихся блокировке сайтах, имели сугубо информационный характер, а в описаниях подчёркивалась невозможность его дистанционного приобретения.
Случаи проявления излишней бдительности со стороны надзорных органов произошли в целом ряде регионов. Вопрос о блокировке сайтов интернет-магазинов на основании наличия страниц с описанием и ценами на алкогольную продукцию рассматривался в суде, при этом представители предприятий торговли узнавали о наличии к ним претензий уже после блокировки сайта Роскомнадзором — по сложившейся практике их не приглашали на заседания.
В связи с тем, что сайты целого ряда компаний в различных регионах страны были заблокированы по решению региональных судов, АКИТ обратилась в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (РАР) с просьбой разъяснить ситуацию с нарушением действующего законодательства, в которую попали некоторые члены ассоциации, а также определить требования, предъявляемые законодательством к «сайтам-витринам» и критерии для блокировки интернет-ресурсов.
Результатом долгого переговорного процесса стала разработка окончательных критериев блокировки сайтов, содержащих информацию об алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые совсем недавно РАР представила бизнес-сообществу.
Итак, заблокировать сайт интернет-магазина можно, только если на нём есть:
— наличие предложения о доставке продукции или о выборе способа, средства, места доставки продукции потребителю;
— наличие возможности приобрести продукцию посредством её предоплаты или оплаты в сети интернет с использованием электронных средств платежа;
— наличие предложения о приобретении алкогольной продукции, розничная продажа которой подлежит лицензированию, при отсутствии на сайте в сети интернет, на странице сайта в сети интернет, на которой размещено указанное предложение, сведений о продавце (наименование с указанием организационно-правовой формы, идентификационный номер налогоплательщика) указанной продукции, а также о действующей лицензии (номер, дата выдачи, срок действия) на розничную продажу алкогольной продукции или информации о том, что сведения о наличии у данной организации (сельскохозяйственного товаропроизводителя) такой лицензии содержатся в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
— наличие предложения о приобретении алкогольной продукции, розничная продажа которой не подлежит лицензированию, при отсутствии на сайте в сети интернет, на странице сайта в сети интернет, на которой размещено указанное предложение, информации о продавце (наименование организации с указанием её организационно-правовой формы или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика) указанной продукции и о месте нахождения торгового объекта, где в соответствии с законодательством Российской Федерации можно приобрести алкогольную продукцию;
— наличие предложения о приобретении алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, при которых допускается приобретение алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени;
— наличие предложения о возможности заключения договора купли-продажи с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица, договора об уступке требования и о переводе долга, если указанные сделки совершаются в отношении продукции;
— наличие предложения о приобретении продукции у физического лица (за исключением случаев приобретения у физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, а также приобретения у физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, признаваемых в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 27; 2021, № 1, ст. 59) сельскохозяйственными товаропроизводителями, произведённой ими винодельческой продукции.
Будьте в курсе
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ