Закон о цифровых платформах отправили на Правительственную комиссию
В законопроекте о регулировании маркетплейсов изменили правила предоставления скидок
27 июня 2025
В понедельник, 30 июня, правкомиссия по законопроектной деятельности рассмотрит финальную версию законопроекта о регулировании цифровых посреднических платформ, сообщили в аппарате вице-премьера – главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко. Документ регулирует маркетплейсы, например Wildberries, Ozon, а также сервисы заказа еды, такси, услуг (например, «Яндекс», Avito).
В финальной версии учтены поступившие от бизнеса и общественности предложения, сообщили в аппарате Дмитрия Григоренко. Так, например, был скорректирован порядок предоставления скидок. Из документа исключили норму, регулирующую предоставление дисконта за счёт платформ, в том числе «обязанность получать активное согласие на скидки», и запрет на «молчаливое согласие» на снижение цен. Но если партнёр установил минимальную цену продажи за свой счёт, для применения скидок ниже этой стоимости «активное» согласие всё же потребуется. Кроме того, платформы в любом случае будут обязаны раскрывать в договоре с партнёрами порядок предоставления любых скидок. Помимо этого, в финальной версии сократили срок уведомления селлера о начале скидок за свой счёт – с 14 календарных до 5 рабочих дней. При этом сохранилось право продавца в любой момент отказаться от такого дисконта и устанавливать запрет на участие его товаров в подобных акциях. В таком случае платформа не будет иметь права понижать отказавшегося селлера в поисковой выдаче, ограничивать ему доступ к личному кабинету, снижать его рейтинг или его товаров и так далее.
Также в обновлённой версии законопроекта появилось право правительства вводить требования к отображению информации о цене в карточке товара. «Сейчас на платформах применяются скидки при оплате картами банков, принадлежащих платформам. И эти скидки публикуются как цена товара», – пояснили в аппарате Григоренко. Но такая практика может являться скрытым навязыванием банковских услуг, поскольку склоняет покупателей оформлять такие карты.
В числе корректировок – отмена ограничений частоты изменений условий договора (не чаще одного раза в три месяца). Вместо этого предусмотрена обязанность платформ уведомлять партнёров о предстоящих переменах не позднее, чем за 45 дней. Также из документа исключена обязанность платформ указывать в карточке товара информацию о том, что товар подлежит обязательному подтверждению соответствия (сертификации, декларированию о соответствии). Эта обязанность будет проработана на уровне акта правительства по мере появления у платформ технической возможности, пояснили в аппарате Дмитрия Григоренко.
«Цель законопроекта – защитить права и интересы граждан. Речь не только о покупателях, но и о продавцах, владельцах пунктов выдачи заказов и других участников платформенной экономики», – сказал Дмитрий Григоренко. Он отметил, что действующее законодательство не всегда учитывает специфику онлайн-торговли и работы посреднических цифровых платформ. «Мы разработали базовые правила, которые отразят эти особенности», – указал он. Они определяют ответственность цифровых платформ и их партнёров в вопросах защиты прав потребителей и одновременно обеспечивают динамичное и устойчивое развитие платформенной экономики, подчеркнул вице-премьер.
Законопроект разработал Минэк под кураторством Дмитрия Григоренко. В ноябре 2024 года документ опубликовали на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Проект вызвал множество споров, министерство получило свыше 200 предложений по его корректировке. Среди главных положений законопроекта – ввод обязанности платформ идентифицировать продавца через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) или госреестры, создание системы досудебного разрешения споров, появление запрета на искажение пользовательской сортировки выдачи и другие.
В случае принятия, закон должен был вступить в силу в марте 2026 года, теперь срок перенесли на 1 марта 2027-го. «Несмотря на то, что сами платформы действуют на опережение, поэтапно внедряя аспекты, которые только планируется регулировать, тем не менее требуется переходный период для донастройки бизнес-процессов, информационных систем и сервисов под новые нормы», – сказал Forbes директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития Владимир Волошин.
В целом, внесённые корректировки отражают ключевую позицию Минэкономразвития: регулирование должно способствовать сбалансированному развитию платформенной экономики, а не тормозить его или ограничивать, рассказал он. «Это один из самых динамично растущих секторов экономики, который занимает более 15% в общем объёме розничной торговли», – отметил Волошин. Изменения в законопроекте направлены на исключение ряда требований, включая в том числе избыточные решения, препятствующие гибкому реагированию платформ на изменения рыночной среды, продолжает он. При этом сохранены ключевые нормы, направленные на защиту прав потребителей, интересов продавцов, прежде всего малого и среднего бизнеса, исполнителей услуг.
«Законопроект о маркетплейсах в его текущей версии – это результат кропотливой работы», – отметил заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артём Кирьянов. Он в целом сбалансирован и создаёт регуляторную среду, которая, с одной стороны, защищает права потребителей и добросовестных продавцов, а с другой – не ставит искусственных барьеров на пути развития всей отрасли, говорит депутат. «При этом убеждён, что нас ждёт глубокая дискуссия между чтениями, по результатам которой будут внесены поправки, также нацеленные на соблюдение интересов всех сторон», – отметил Кирьянов.
Эта версия законопроекта является компромиссной, однако есть вопросы, которые со стороны рынка сохраняют запрос на продолжение обсуждения, сказал Forbes президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов. При этом почти все замечания и предложения в тексте документа были учтены, добавил он.
«С учётом этапа развития цифровых платформ законопроект о платформенной экономике имеет огромное значение», – говорит представитель объединённой компании Wildberries&Russ. Текущая редакция законопроекта во многом сбалансирована регулятором с точки зрения уже внесённых в неё поправок, учитывает позицию участников рынка и призвана ввести единые стандарты для отрасли, добавил он. Концепцию сбалансированных условий для игроков уже отражает эта версия законопроекта – как в части учтённых комментариев отрасли, так и в части срока вступления закона в силу. «Последнее позволит платформам и их партнёрам планомерно подготовиться к реализации всех требований законопроекта, влекущих изменения в бизнес-процессах», – пояснил он.
Немаловажно и то, что исключили норму о регулировании скидок за счёт платформ и обязанность получать активное согласие на них, отметила первый вице-президент Союза интернет-торговли Екатерина Авдеева. «Это поддерживает принципы свободы конкуренции и ценообразования», – пояснила она. Позитивно и сокращение срока уведомления о начале акций скидок за свой счёт до пяти рабочих дней, поскольку позволяет платформам и продавцам быстрее реагировать на рыночные изменения. «Это повышает гибкость бизнеса и способствует оперативной адаптации к спросу, что выгодно в условиях динамичного рынка», – сказала она.
Также она отметила, что целесообразнее будет отображать базовую цену товара без учёта скидок по картам аффилированных банков. «Информацию о таких скидках следует размещать отдельно, например, в виде чёткого примечания рядом с ценой или отдельным блоком», – считает она. Такой подход исключит скрытое навязывание банковских услуг и обеспечит прозрачность ценообразования для покупателя, позволяя ему видеть фактическую стоимость до применения дополнительных условий, добавила Авдеева.
В то же время, как предположила вице-президент Союза торговых центров Наталия Кермедчиева, «право правительства регулировать отображение цен потенциально может привести к дополнительной нагрузке на платформы, если требования окажутся избыточными». По её мнению, базовая цена должна быть приоритетной – основная цена товара должна отображаться крупным шрифтом, а скидка за оплату картой платформы дополнительной строкой.
Помимо этого, покупатель должен знать, что товар прошёл обязательную проверку (особенно важно для детских товаров, техники, продуктов питания), продолжает эксперт. Обязательное подтверждение соответствия (сертификации, декларированию о соответствии) важно в том числе в целях борьбы с контрафактом. Но сейчас не все платформы имеют единые стандарты отображения такой информации, потому ввод требования отложили, добавила Кермедчиева.
По мнению Екатерины Авдеевой, при дальнейшей работе над законопроектом важно прописать конкретные определения «маркетплейса» и «дистанционной торговли», необходимо чётко разделить «агрегатор» (инструмент) и «цифровую торговую платформу» (инфраструктуру). Отсутствие чётких понятий мешает однозначному применению норм, пояснила она. Также нужно ввести полный электронный реестр товаров с оперативной передачей данных продавцам, безакцептное списание штрафов (установить десятидневный период для обжалования и трёхдневный срок возврата средств при ошибке маркетплейса), создать реестры недобросовестных продавцов и жалоб потребителей и другое, добавила она.
Источник Форбс
Фото: Вячеслав Палес / Фотобанк Лори
Будьте в курсе
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ