Российские товары предложили показывать первыми в поисковой выдаче
В Госдуме рекомендовали отдавать местной продукции приоритет в каталогах
6 февраля 2025
Маркетплейсы могут обязать показывать российские товары первыми в выдаче. С такой инициативой выступили в Госдуме. На отечественную продукцию будет отводиться 15 позиций в каталогах и результатах поиска. Предлагаемая мера может стать серьёзной поддержкой отечественных предпринимателей, однако это окажется возможно лишь в случае совпадения цены и качества товаров с ожиданиями потребителей, предупреждают эксперты.
Межфракционный законопроект, предлагающий обязать маркетплейсы демонстрировать российские товары на первых позициях в каталогах и поиске, внесли в Госдуму. Цель инициативы — дать преимущество российским предпринимателям, стимулировать рост производства и улучшить реализацию продукции. Такой подход, по мнению авторов законопроекта, поможет развитию отечественной индустрии и усилит конкурентоспособность местных товаров. Ожидается также повышение занятости населения и увеличение налоговых поступлений в бюджет РФ. Это также позволит российским производителям «заявить о себе на весь мир», поскольку отечественные маркетплейсы активно выходят на международную арену.
Определять, является ли продукция российской, будет правительство. Акцент сделают на степень локализации производства в РФ.
Размещение товаров из России на первых позициях на маркетплейсах не только повысит их видимость, но и даст возможность потребителям легче находить качественные и разнообразные продукты, произведённые внутри страны, уверен генеральный директор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей Алексей Молодых.
— Поддержка отечественного производства способствует развитию региональных экономик, созданию новых рабочих мест и укреплению позиций российских брендов на рынке. Кроме того, это поможет формировать у потребителей осознанный выбор в пользу локальных товаров, что в свою очередь поддержит инновации в российской промышленности, — полагает эксперт.
Демонстрация отечественных товаров на первых 15 позициях онлайн-витрин — достаточно мощный инструмент, убеждён руководитель оперативного штаба независимого профсоюза «Новый труд» Алексей Неживой. Он может стать серьёзной поддержкой отечественных предпринимателей, однако возможно это будет лишь в случае соблюдения ряда требований.
— Главное из них — совпадение цены и качества товаров с ожиданиями потребителей. В противном случае даже лидирующие позиции в поисковой выдаче маркетплейсов не помогут убедить покупателей отказаться от привычных брендов в пользу российских, — предупреждает эксперт. Для успеха новой нормы необходимы особые алгоритмы государственного и коммерческого управления — от информационной работы до строгих стандартов качества и обучения кадров на производстве.
Правда, в каком-то смысле в предложенной парламентариями инициативе содержится элемент политического пиара, допускает президент Ассоциации представителей электронной торговли Алексей Москаленко. В текущем виде она, по его мнению, не будет принята, поскольку уже сегодня Минэкономразвития и Минпромторг предлагают меры по развитию присутствия отечественных производителей на маркетплейсах.
Меры поддержки, стимулирующие представленность российских производителей на маркетплейсах, действительно существуют, подтверждает Алексей Молодых. С 2022 года крупными площадками совместно с региональными властями реализуется программа по развитию локальных брендов — запускаются региональные витрины. Они помогают выделить российские бренды и привлечь внимание к их продукции за пределами субъекта.
Примечательно, что доля российских товаров в электронном и офлайн-ритейле неуклонно растёт, утверждает Алексей Неживой. На это есть несколько объективных причин. Прежде всего процесс связан со снижением доступности импортной продукции и уходом из страны популярных зарубежных брендов.
Освободившиеся торговые пространства и смена потребительских предпочтений создали уникальные возможности для российских производителей, что и обеспечивает устойчивый рост конкурентоспособности, убеждена руководитель лаборатории креативных индустрий Московской школы управления «Сколково» Лидия Рой.
Однако важно учитывать, что инициативой по факту предлагается «сломанная» поисковая выдача, указывает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов. Она способна привести к оттоку клиентов с площадки, если поиск перестанет находить нужные товары по конкретному запросу.
— Более того, такой подход, вероятно, вызовет обратный эффект: если предложения напрямую активно навязываются, это всегда вызывает реакцию отторжения и даже протест. Очевидно, что любовь к конкретному бренду или к отечественным товарам в целом не достигается такими методами, — предупреждает собеседник «Известий».
Предлагаемая Госдумой инициатива может привести к некоторым неудобствам для пользователей, подтверждает Алексей Неживой. Особенно с учётом того, что не для всего ассортимента товаров можно будет оперативно подобрать отечественный аналог.
— Я бы предложил постепенный вариант реализации таких решений — с учётом возможных рисков и перекосов при исполнении. Сегодня на маркетплейсах заняты миллионы человек, и грубое вмешательство в работу платформ может привести к нежелательным последствиям и для рынка труда, и для отрасли, — обращает внимание эксперт.
Альтернативный выход, позволяющий решить проблему без реализации положений законопроекта, — популяризация отечественной продукции с акцентом на культурные ценности страны, убеждён Алексей Москаленко. Маркетплейс по своей сути является лишь инструментом, с помощью которого люди могут быстро и легко находить нужное.
— Если пользователи будут заинтересованы в местных товарах, они их найдут. У них, в целом, должно быть не только представление и понимание о том, чего они хотят, но к тому же и желание выбирать товары российского производства вместо китайского. Если они будут понимать преимущества первых, то не понадобится делать никакие топ-позиции, поскольку граждане будут самостоятельно искать эти товары и складывать к себе в корзину, — резюмирует эксперт.
Источник Известия
Фото: Сергей Толмачёв / Фотобанк Лори
Будьте в курсе
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ