Дискуссия по трансграничной торговле: справедливый импорт и развитие экспорта

Вчера на площадке BBCG открылись сразу два бизнес-форума – XI ежегодный конгресс по развитию электронных продаж Online Retail Russia 2016 и Russian Export Day. На форумах собрались представители розничных сетей, производителей и дистрибуторов, онлайн-ритейла, маркетплейсов и государственных органов.

onlRR-7-8

На первой сессии Online Retail Russia 2016 участники конгресса обсудили место е-commerce в экономике России и розничной торговле, а также роль государства как регулятора и участника рынка. Пожалуй, самая резонансная тема вчерашней дискуссии – трансграничная торговля.

Руслан Давыдов, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы, напомнил, что в 2015 году из иностранных интернет-магазинов в Россию поступило более 130 млн посылок. Одна из причин кратного роста почтовых отправлений из-за рубежа – использование экстремально высоких порогов значений беспошлинного ввоза товаров недобросовестными продавцами. Товары для торгового оборота зачастую завозятся как товары для личного потребления. Это глобальная проблема, и разные страны пытаются по-своему с ней бороться. Так, с 14 апреля в Беларуси порог беспошлинного ввоза товаров из-за границы будет снижен до европейского уровня в 22 евро в месяц на одно физлицо. Увы, в интернете уже появились предложения обхода новых правил через соседние страны. В том числе и через Россию, где этот норматив составляет 1000 евро. То есть для успешного решения этой проблемы на территории Евразийского экономического союза должны действовать одинаковые нормы.

Президент АКИТ Алексей Федоров постарался развеять один популярный миф. Очень часто противники повышения порога беспошлинного ввоза говорят, что заказать в зарубежном интернет-магазине – это все равно, что купить в путешествии, не платя ни НДС, ни пошлину. «На самом деле при совершении покупки за рубежом через интернет права собственности переходят к покупателю только после получения товара в почтовом отделении. До этого момента товар принадлежит тому, кто его продал, независимо от того, заплатил за него покупатель или нет, – поясняет Алексей Федоров. – Сделка, которая происходит на территории Российской Федерации, должна совершаться по тем же правилам, которые установлены для российского ритейла. Если вы покупаете товар за границей, вас защищает иностранное государство и его законы. Если вы получили товар почтой, вас должен защищать российский закон. Но, к сожалению, ни закон о защите прав потребителей, ни закон о торговле, ни закон о рекламе сегодня вас не защищает».

На вечный вопрос «А как мы заставим иностранные интернет-магазины платить налоги?» ответ дает эффективная международная практика. Например, в Великобритании посылки иностранных интернет-магазинов, зарегистрированных в качестве налоговых агентов, не досматривают на таможне. Если ритейлер не зарегистрирован, то его посылка облагается пошлиной в 8 фунтов стерлингов и досматривается на таможне. В итоге товар становится дороже, и покупатель делает выбор в пользу других интернет-магазинов, которые платят налоги. То есть иностранные интернет-ритейлеры сами заинтересованы регистрироваться как налоговые агенты. Аналогичный механизм можно было бы внедрить и в нашей стране.

Дискуссия по теме трансграничной торговли продолжилась и на Russian Export Day, но уже в другом ракурсе. Участники сессии обсудили, какие возможности создает государство для экспортеров, какие меры могли бы значительно усилить долю несырьевых товаров в российском экспорте.

По мнению руководителя Российской системы качества Максима Протасова, по итогам 2015 года произошло определенное изменение тренда в структуре российского экспорта. При падении объемов на 30% более половины экспорта стали занимать несырьевые товары. Хотя, в первую очередь, это, конечно, связано с падением цен на сырье. Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ Максим Паршин рассказал, что малый и средний бизнес наторговал на экспорт в прошлом году на $20 млрд, а это 6% от общего объема экспорта. По опросам организации «Опора России», около 10% малых и средних предприятий рассматривают возможность стать экспортерами. Одно из направлений стимулирования экспорта – это развитие электронной торговли. Минэкономразвития работает над созданием единой среды экспортера – российской компании-агрегатора, которая будет инвестировать в этот проект, наладит взаимодействие с зарубежными торговыми площадками и будет решать вопросы, связанные с сертификацией, таможней и т.д.

Алексей Федоров заметил, что одна из самых насущных проблем, которую необходимо решить для развития несырьевого экспорта – это упрощение процедуры возмещения НДС. Экспортеры должны ежемесячно подавать в ФТС единый электронный реестр товаров, отправленных на экспорт, а не пытаться возмещать НДС по каждой посылке.

Органы власти не верят, что в России есть собственные розничные товары для экспорта. На самом деле мы производим очень много самых разных товаров, десятки западных брендов имеют заводы в России. Сегодня АКИТ – единственная организация, которая пытается развивать розничный экспорт. 30 мая АКИТ проводит второй в этом году «Киберпонедельник», в котором будут участвовать десятки тысяч товаров российского производства, и готова «выгрузить» все эти товары в новый агрегатор Минэкономразвития для экспорта.

Обсуждение вопросов развития российского экспорта участники форума продолжили на сессии 8 апреля.