Закон о рекомендательных алгоритмах вступил в силу

Роскомнадзор проверит владельцев сайтов и приложений на использование рекомендательных алгоритмов

1 октября 2023

С 1 ок­тяб­ря 2023 г. всту­пил в си­лу за­кон о ре­комен­да­тель­ных ал­го­рит­мах. Те­перь вла­дель­цы соц­се­тей, мар­кет­плей­сов и ин­тер­нет-ма­гази­нов с ре­комен­да­тель­ны­ми сис­те­мами дол­жны раз­мес­тить пра­вила, как они при­меняют эти тех­но­логии. Тре­бова­ния кос­нут­ся да­же сай­тов без по­доб­ных ал­го­рит­мов, ес­ли в них встроен по­каз рек­ла­мы от сто­рон­них сер­ви­сов.

Согласно федеральному закону от 31 июля 2023 г. №408-ФЗ владельцы сайтов и мобильных приложений, где применяются технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа предпочтений пользователей — рекомендательные технологии, — должны будут, во-первых, не допускать применение рекомендательных технологий, которые нарушают права и законные интересы граждан и организаций, а также «не допускать применение рекомендательных технологий в целях предоставления информации с нарушением законодательства РФ».

На расширенном заседании комитета Госдумы по информационной политике, которое прошло в июле 2023 г. до принятия законопроекта, Игорь Алексеев, директор по работе с государственными органами ООО «Яндекс», просил технической правки в законопроект. Он объяснил, что необходимо предусмотреть возможность владельцам рекламных сервисов, таких как «Яндекс», оставлять ссылку о правилах алгоритма на рекламном объявлении, а не на сайте третьих лиц, который не использует рекомендательные алгоритмы. По его словам, в противном случае каждый сайт, где всплывает реклама со сторонних сервисов, должен будет размещать это уведомление.

На вопрос корреспондента ComNews, был ли доработан этот аспект, пресс-служба Роскомнадзора ответила, что закон прямо обязывает именно владельца сайта или приложения информировать о применении рекомендательных технологий и размещать правила их работы. «Владелец рекламной сети может предоставить собственнику сайта постоянно действующую ссылку на правила, которая может быть включена в правила ресурса», — добавил представитель пресс-службы ведомства.

Согласно разъяснениям Роскомнадзора, владельцы ресурсов должны будут разместить правила применения рекомендательных технологий: доступ к ним сделать свободным, не требующим регистрации или идентификации пользователя, а также взимания платы за доступ к этой информации. Помимо этого, правила должны быть размещены на русском языке.

Закон устанавливает, что в этих правилах должно быть прописано, какие конкретно сведения о пользователях собирает, обрабатывает и использует ресурс для построения дальнейшей системы рекомендаций товаров или постов, также должно быть прописано, откуда ресурс собирает эти данные.

Согласно новым требованиям, владелец должен не только разместить правила, но и отдельно уведомить пользователя о применении на таком сайте или приложении рекомендательных технологий. Роскомнадзор рекомендует разместить сообщение следующего содержания: «На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии». Оно может быть размещено на любой странице сайта, включая персональные страницы пользователей.

Согласно новым нормам, если Роскомнадзор увидит признаки нарушения требований, владельцы соцсетей и маркетплейсов обязаны в течение 10 дней после запроса обеспечить ему доступ к программно-техническим средствам рекомендательных технологий, чтобы специалисты ведомства оценили их.

В случае, если Роскомнадзор установит факты нарушения, их нужно будет устранить не позднее чем через 10 дней. Если владелец ресурса не исправит нарушения, то по требованию исполнительного органа он должен в течение суток прекратить предоставлять информацию с применением рекомендательных технологий. Если платформа не сделает это добровольно, Роскомнадзор заблокирует ресурс до момента, пока нарушения не будут устранены.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов отметил, что рекомендательные алгоритмы — один из главных рабочих инструментов всей отрасли электронной коммерции: без них не только интернет-магазины, но и другие сервисы, например онлайн-кинотеатры, образовательные платформы, превратились бы в «мёртвые» многостраничные каталоги.

«В последней редакции законопроекта не было главной угрозы для онлайн-ритейла — отключения рекомендаций. Что касается требования информировать о работе рекомендательного алгоритма, то это абсолютно некритично для интернет-торговли и не является нововведением: сообщать, как устроена работа сервиса, — это привычная практика. Площадки, например, информируют о политике конфиденциальности, об обработке персональных данных, передают другую необходимую пользователям информацию», — объяснил Артём Соколов.

Денис Волков, генеральный директор ООО «Эпикстрас» (платформа для размещения рекламы в соцсетях Epicstars), считает, что для рекламного рынка в целом и блогосферы в частности новый закон означает дополнительную нагрузку на всех участников рынка: сбор и систематизация информации, аналитика, сбор и предоставление данных потребуют привлечения дополнительных квалифицированных ресурсов, что означает повышение финансовой нагрузки на рекламные агентства и рекламодателей.

«С большой уверенностью можно прогнозировать, что расходы на работу с блогерами вырастут за счет увеличения расценок самих блогеров. Это окажет влияние и на механизм работы самих блогеров в социальных сетях — в частности, на способы и стоимость продвижения авторского контента», — добавил Денис Волков.

 

Источник Comnews 

Будьте в курсе

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ