Петербургу грозит коллапс такси и доставки

13 августа 2025

Постановление, вводящее запрет на работу курьерами для иностранных граждан, оплативших трудовой патент, предусматривает трёхмесячную отсрочку для бизнеса. За это время компании должны «привести численность используемых ими иностранных работников в соответствие с постановлением», говорится в документе. Трёх месяцев для решения проблем с мигрантами сервисам доставки не хватит, считает бизнес. Поэтому к концу года Петербург ждёт повышение цен на услуги и дефицит кадров в этих сферах, возможен коллапс такси и доставки.

Совсем недавно курьерам запретили передвигаться в центральных районах города на электровелосипедах и электросамокатах, ограничили их скорость и ввели обязательные требования к экипировке. При этом компаниям не предоставили время для перехода на новые условия, а сразу принялись выписывать штрафы.

Теперь очевидно, что гайки на рынке доставки будут закручиваться всё сильнее. Данные бизнесу 3 месяца отсрочки истекут 22 ноября, то есть как раз накануне предновогоднего периода, когда спрос на доставку вырастает в разы. Как город переживёт это в новых условиях, пока не вполне ясно.

В «Яндексе» отмечают, что новые запреты на привлечение легальных мигрантов в такси и доставку усугубляют и без того имеющийся дефицит кадров в этих сферах. Всё это грозит уходом исполнителей в тень и ростом цен на услуги.

«В Петербурге уже сейчас не хватает водителей такси и курьеров, чтобы покрыть растущий спрос. После вступления в силу запрета на работу по патентам дефицит исполнителей в этих двух отраслях увеличится до 40 тыс. человек. Это может спровоцировать рост цен на такси на 10–15%, а на доставку — более чем в 2 раза», — уточняет представитель городских сервисов «Яндекса».

Президент ассоциации транспортно–логистических и почтово–курьерских компаний России МАКС Александр Митюков считает, что к ноябрю рынок однозначно получит дефицит исполнителей. А следовательно, рост стоимости доставки в Северной столице неминуем.

«Сокращение рабочих рук на рынке доставки сильнее всего скажется на малом и среднем бизнесе, простых горожанах, пользующихся услугами доставки. Поскольку стоимость услуг вырастет, а небольшим предприятиям, развивающим собственную доставку, будет крайне сложно конкурировать с крупными игроками, предлагающими более выгодные условия для курьеров», — объясняет эксперт.

По данным МАКС, сегодня в Петербурге трудятся более 60 тыс. курьеров, около 20% из них — мигранты. Как правило, это профессиональные доставщики с опытом и соответствующими навыками. Александр Митюков подчёркивает, что заменить их в доставке будет крайне сложно. За 3 месяца рынок вряд ли сможет найти необходимый баланс.

По словам президента Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ)Артёма Соколова, основное очевидное следствие принятого постановления — неизбежный рост издержек бизнеса. На вакансии курьеров нет очереди из соискателей — такие сотрудники всегда в дефиците из–за специфичности профессии.

«Существует серьёзный риск возмещения трудовых потерь за счёт соседних отраслей. Закономерно, что возросшие издержки будут закладываться в стоимость товаров и услуг. По предварительным расчётам, стоимость доставки для жителей Петербурга вырастет минимум в 2 раза», — говорит Артём Соколов.

Ранее партнёр агентства M. A. Research, руководитель направления «Ретейл» Анна Синявская отмечала в комментарии «ДП», что большинство мигрантов работают именно по патентной системе. Скорее всего, они уйдут в другие профессии или уедут. «Понятно, что это делается в рамках борьбы с теневой экономикой в сфере доставки, но крайними окажутся потребители», — резюмирует эксперт.

 

Источник Деловой Петербург 

Фото: Алексей Смышляев / Фотобанк Лори

Будьте в курсе

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячный дайджест о деятельности и инициативах АКИТ