Новый порядок применения контрольно-кассовой техники: основные положения

Андрей Владимирович БУДАРИН, начальник Управления оперативного контроля ФНС России

%d0%ba%d0%ba%d1%82Традиционным инструментом контроля за осуществлением расчетов в России (как и в остальных странах) является касса, а точнее — контрольно-кассовая техника. С течением времени правовое регулирование применения ККТ претерпевало изменения. Эта постоянная трансформация связана не только с социально-экономическими изменениями, но и с технологическим прогрессом: увеличением числа видов расчетов, их усложнением и одновременно умножением количества мошеннических схем, направленных на занижение выручки (и, следовательно, налогооблагаемой базы). Отвечая на вызовы времени, совершенствуется и сама ККТ.

Очевидно, что укрепление кассовой дисциплины исключительно через увеличение штрафов, количества проверок, усиление безопасности ККТ с соответствующим ее удорожанием — подход односторонний и потому ошибочный. Необходимость одновременного соблюдения фискальных интересов государства и интересов бизнеса предполагает постоянный поиск оптимальных решений, которые, с одной стороны, обеспечили бы стабильное поступление денег в казну, а с другой — не были бы обременительны для предпринимателей, более того, помогли бы заинтересовать их в соблюдении установленных правил.

Именно стремление к достижению указанного компромисса было заложено в основу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 290‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который законодательно закрепил новую технологию передачи информации о расчетах в налоговые органы.

Спустя почти десять лет с момента принятия Федерального закона № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» с учетом передового международного опыта и благодаря высокому уровню технологического развития Федеральной налоговой службы удалось предложить к внедрению новую модель работы. В соответствии с ней информация о реализации товаров и услуг в режиме реального времени будет передаваться в адрес налоговых органов в электронном виде, что позволит обеспечить автоматизированную бесконтактную систему контроля за полнотой учета выручки в целях налогообложения, то есть фактически создать новую систему применения ККТ.

Идея была поддержана Правительством РФ, и в соответствии с его постановлением с 1 августа 2014 года по 1 февраля 2015 года в четырех субъектах РФ (Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан) был проведен эксперимент по применению ККТ с технологией передачи информации о расчетах за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги на территории РФ в адрес налоговых органов. Эксперимент доказал техническую возможность массового применения технологии передачи информации о расчетах, финансовую эффективность этой технологии для организаций и индивидуальных предпринимателей, а также ее удобство.

За шесть месяцев эксперимента было подключено более 3,5 тысячи единиц контрольно-кассовой техники, пробито более 17 миллионов кассовых чеков на сумму более 13 миллиардов рублей. В эксперименте наряду с традиционными кассовыми аппаратами активно применялись инновационные устройства, такие как планшеты и смартфоны, а также веб-кассы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Вышеназванные результаты позволили сделать значительный шаг к формированию нового правового регулирования — разработке законопроекта, направленного на совершенствование системы применения ККТ. Соответствующий законопроект стал результатом работы Минфина России и ФНС России в тесном сотрудничестве с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Банком России и представителями общественности. Федеральный закон № 290‑ФЗ предусматривает:

1) передачу информации о расчетах в адрес налоговых органов через систему операторов фискальных данных;

2) регистрацию кассового аппарата в электронном виде через кабинет ККТ на сайте ФНС России без физического посещения налогового органа, а также перевод юридически значимого документооборота между пользователем и налоговым органом в электронную форму через кабинет ККТ;

3) возможность получения электронного чека взамен бумажного;

4) освобождение интернет-торговли от обязательной печати чека и формирование его в электронном виде;

5) освобождение налогоплательщиков от бремени обязательной оплаты технического обслуживания ККТ;

6) применение ККТ плательщиками ЕНВД, патента, а также сферы услуг с 1 июля 2018 года;

7) неограниченный максимальный срок службы фискального накопителя, аналога ЭКЛЗ, при установлении его нижней планки для различных категорий налогоплательщиков (по общему правилу этот срок составляет не менее 13 месяцев, а для плательщиков специальных налоговых режимов и сферы услуг — не менее 36 месяцев);

8) справедливую систему штрафов, привязанную к величине выручки, полученной без применения ККТ;

9) упрощенный порядок привлечения к административной ответственности, при котором уменьшенный административный штраф может быть назначен без составления протокола об административном правонарушении при согласии лица с событием вменяемого административного правонарушения;

10) отказ от привлечения к ответственности в случае, если лицо добровольно сообщит о совершенном им правонарушении до того, как о нем станет известно налоговому органу.

Новая система позволит обеспечить транспарентность расчетов и легализацию рынка торговли и услуг за счет построения автоматизированной системы контроля (в том числе так называемого гражданского контроля). При этом построение бесконтактной системы администрирования, включая электронную регистрацию ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России, создаст комфортные условия ведения бизнеса. Наконец, возможность быстро и удобно с помощью мобильного приложения получать электронные чеки, а также хранить их и проверять обеспечит качественно иной уровень защиты прав потребителей.

Новая технология дает уникальную возможность отслеживать объем и динамику выручки в сфере розничной торговли и услуг в разрезе различных групп налогоплательщиков, а также в случае обязательности передачи номенклатуры чека осуществлять мониторинг цен на различные категории товаров в масштабах страны. Таким образом, формируются предпосылки для проведения гораздо более качественного анализа процессов, происходящих в экономике.

Предусмотренное поправками расширение круга лиц, обязанных применять ККТ (за счет плательщиков ЕНВД, патента, а также сферы услуг), связано с отсутствием у налоговых органов механизмов контроля за критериями и ограничениями, установленными для плательщиков ЕНВД и патента, а также с необходимостью формировать единые нормы и механизмы обеспечения защиты прав и интересов покупателей.

В связи с принятием Федерального закона № 290‑ФЗ перед налоговыми органами стоит приоритетная задача обеспечить плавный и безболезненный переход на новый порядок. Для этого необходимо обеспечить функционирование системы электронной регистрации ККТ, организовать работы по поэтапному снятию с регистрационного учета текущего парка ККТ и систематическое информирование пользователей ККТ по всем доступным каналам коммуникаций, а также разработать необходимые подзаконные нормативно-правовые акты.

Источники: Бюджет54fz.ru