Потенциал электронной коммерции в Индии: статистика, факты и инвестиции Amazon

Электронная торговля в Индии – перспективный сектор одной из наиболее быстрорастущих экономик мира, демонстрирующий впечатляющие темпы роста. Статистические данные eMarketer показывают, что объем розничных интернет-продаж в Индии с 2012 года вырос в восемь раз – с 2,3 миллиардов долларов до 17,5 миллиардов. В 2015 году розничные интернет-продажи составили 0,9% от общего объема розничных продаж в Индии. И эта цифра, как ожидается, вырастет в ближайшем будущем, достигнув 1,4% в 2018 году.
India e-comm retail_рус

Одной из причин огромного потенциала Индии является то, что на данный момент доля интернет-торговли весьма мала. Всего лишь одна четверть населения Индии имеет доступ к домашнему интернету, совсем небольшая часть имеет доступ к интернету на смартфоне или компьютере и, соответственно пока только небольшой процент населения совершает покупки в Интернете.

Население Индии составляет свыше 1,25 миллиарда человек, т.е. в четыре раза больше чем в США и в два раза больше, чем в Европе.  По данным ООН Индия обгонит Китай по численности населения всего через семь лет. К тому же Индия – это самая молодая страна в мире, средний возраст в которой составляет 27 лет. Т.е. основной аудиторией интернет-магазинов являются люди до 40 лет.
digital buyers in India_рус

Для электронной коммерции это означает взрывной потенциал для роста. По оценкам Morgan Stanley,  доход интернет-торговли в стране может взлететь более чем в 10 раз до $ 137 млрд к 2020 году превысив уровень в $ 11 млрд в 2013. При этом по прогнозам доходы от интернет-торговли будут измеряться именно в триллионах долларов, а не рупий. Это произойдет отчасти благодаря падению цен на мобильные телефоны и распространению в стране дешевых китайских смартфонов (таких как OnePlus и Xiaomi).
Mobile Share India_русЕще один фактор делает Индию гораздо более привлекательным и доступным рынком для иностранных компаний, чем к примеру Китай: официальный языком бизнеса в стране является английский. Однако следует помнить, что в Индии существует закон, запрещающий иностранным компаниям продавать свои товары непосредственно населению. Т.е. для любого вида торговли, в том числе и электронной коммерции, иностранным компаниям нужны местные компании в качестве посредников.

Интересным примером выхода иностранной компании на Индийский рынок является кейс компании Amazon. По информации Fortune magazine, компания уже тратит почти $ 2 млн в месяц на развитие бизнеса в Индии. Amazon похвастался своей прибылью в аналитическом отчете в октябре 2015 года, заявляя, что число индийских продавцов на сайте увеличилось на 250% в год. Однако, компания умалчивает, что практически каждый шаг для развития местных продавцов требует поддержки со стороны Amazon.
jeff-bezos-1411984963-4184810

На данный момент две индийские компании работают с Amazon на местном рынке (и по сути конкурируют друг с другом) – это Flipkart (оценивается в $ 15 млрд), самая большая онлайн-ритейл компания в Индии, с 44% охватом рынка (инвесторы: Tiger Global Management, Accel Partners и Naspers из ЮАР) и Snapdeal – маркет плэйс, основанный в Нью-Дели частично с финансированием от Alibaba и SoftBank, который оценивается в $ 5 млрд.

Руководит Amazon Индия – Амит Агарвал, уроженец Мумбаи, присоединившийся к Amazon в Сиэтле в 1999 году. Джефф Безос, глава и основатель интернет-компании Amazon, не хочет повторения истории с Китаем, где компания находится далеко позади Alibaba и ряда местных китайский онлайн-магазинов, которые интернет-гигант вряд ли когда-нибудь уже догонит. Amazon занимает только около 1,1% рынка Китая и задавлен китайскими конкурентами настолько, что в марте 2014 запустил свой интернет-магазин на платформе Alibaba TMALL.

Что пошло не так в Китае является предметом спора. Некоторые инвесторы считают, что Amazon «вложил огромное количество средств, которые на самом деле не окупились». Руководство компании видит ситуацию иначе – по оценкам самого Amazon они вложили недостаточно в развитие компании в Китае и сейчас стараются вложить максимальное количество инвестиций в Индию.

Развивая интернет-торговлю в Индии, следует учитывать местные особенности доставки товаров (не у всех есть конкретные и понятные почтовые адреса), к тому же всего лишь 60% индийцев имеют банковские счета, и лишь небольшая часть людей обладают кредитными картами. Половина клиентов предпочитают оплату наличными при доставке товаров. Amazon установил партнерские отношения с тысячами владельцев мелких магазинов по всей стране, которые действуют как пункты выдачи заказа, получая в обмен небольшую комиссию от интернет-магазина. Помимо умопомрачительных финансовых вложений, Amazon использует практику заполнения налоговых форм для некоторых продавцов, позволяя последним избежать крупной бюрократической волокиты (каждый из 29 штатов Индии имеет отдельный налоговый кодекс и в целом логистика является сложным процессом). Помимо правовых препятствий существуют еще и местные конкуренты –  гигант розничной торговли Тата Group в феврале 2015 запустил собственную площадку для интернет-торговли. Еще крайне важно учитывать специфику самой страны. Ведь Индия – это развивающаяся и довольно бедная страна. Чтобы действительно разрушить торговые привычки 1 миллиарда человек, Amazon, Flipkart и другие компании нуждаются в кардинальной трансформации самой страны, которая может произойти, пожалуй, только благодаря поддержке и заинтересованности правительства, а не только самих компаний.  Даже для тех немногих индейцев с кредитными картами, интернет-шопинг является довольно не простым делом с обязательной двухэтапной аутентификацией и громоздкими межгосударственными торговыми законами. Определенные шаги со стороны правительства уже предпринимаются (например, программы «Digital India» и The Last BRIC Standing), однако Индия пока остается той страной, где покупки принято совершать за наличные в местном магазине, а хозяин этого маленького магазина вручную переписывает информацию о заказе с Amazon в свою бухгалтерскую книгу.

Статья подготовлена на основе материалов: Fortune MagazineBusiness-standardStatista.com.