Аналитика рынка интернет-торговли в России за первое полугодие 2020 года

Методология исследования внутреннего рынка интернет-торговли

При оценке внутреннего рынка интернет-торговли аналитики исходили из того, что покупки в
российских интернет-магазинах осуществляются путем оплаты (предоплаты или постоплаты)
денежными средствами посредством как безналичных, так и наличных расчетов. Средствами платежа в
таких случаях выступают пластиковые карты, электронные платежные системы и наличные средства.
В исследование внутреннего рынка торговли включены только покупки физических товаров,
осуществленные в российских интернет-магазинах на территории России. Приобретение контента,
авиабилетов и др. электронные услуги в исследовании не учитывались. В общем объеме рынка включена
стоимость услуг по доставке товаров, в случаях, когда данная услуга являлась неотъемлемой частью
договоров дистанционной купли-продажи товаров.
В основу исследования, в частности, были положены следующие источники информации:
• информация по платежам в интернет-магазинах, совершенных физическими лицами, с
использованием пластиковых карт, эмитированных ПАО Сбербанк;
• платежи с использованием пластиковых карт других банков эмитентов (ВТБ, Альфа-банк,
Почта Банк, РНКБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Тинькофф и других), транзакции по которым
проводились через терминалы ПАО Сбербанк;
• агрегированные данные торговых организаций, находящихся на обслуживании ПАО Сбербанк;
• агрегированная информация об инкассации наличной выручки организаций;
• данные частной независимой интернет-платформы https://www.similarweb.com, использующей
технологии обработки «больших данных» для сбора, измерения, анализа и предоставления данных о
поведенческих моделях и статистики вовлеченности пользователей веб-сайтов и мобильных
приложений;
• информация операторов фискальных данных, позволяющий получить точные средние чеки в
различных товарных категориях;
а также:
• глубинные экспертные интервью с представителями компаний;
• официальные интернет-порталы и пресс-релизы участников рынка;
• мониторинг планов и стратегий игроков рынка и отраслевых инвесторов;
• сбор и анализ отчетности игроков целевого рынка;
• другие источники и публикации.
Оценка и анализ внутреннего рынка производились следующими этапами:
• анализ посещаемости 10 000 (десяти тысяч) российских Интернет-магазинов с помощью
платформы для комплексного анализа трафика веб-сайтов и приложений Similarweb;
• ручная корректировка и очистка списка интернет-магазинов, исключение сайтов организаций,
не относящихся к продаже товаров;
• определение индикаторов, сопоставление и объединение данных по онлайн покупкам,
полученных из вышеуказанных источников информации с итоговым перечнем интернет-магазинов;
• отдельный анализ оборотов по крупнейшим интернет-проектам с внесением корректировок в
отношении оборотов крупнейших интернет-магазинов (компаний – членов АКИТ), с отдельной оценкой
омниканальных компаний;
• идентификация регионов, из которых производились платежи в пользу оплаты покупок в
интернет-магазинах. Платежи помесячно сопоставлялись с регионами, в которых владельцы платежных
карт приобретали наибольшее количество продуктов питания. Исследователи исходили из
предположения, что покупатель проживает в том регионе, где в течение месяца было израсходовано
наибольшее количество средств на приобретение продуктов питания, с той же платежной карты, с
которой осуществлялись интернет-покупки.

[свернуть]
Методология исследования рынка трансграничной интернет-торговли

При оценке рынка трансграничной торговли аналитики исходили из того, что любая покупка в зарубежном интернет-магазине осуществляется путем предоплаты посредством безналичных расчетов. Средствами платежа в таких случаях выступают только пластиковые карты или электронные платежные системы (наличные не используются). В исследование трансграничной торговли включены только покупки физических товаров, осуществленные с территории России в иностранных интернет-магазинах. Приобретение контента, авиабилетов, покупки в туристических поездках и др. электронные услуги в исследовании не учитывались. Объем трансграничной торговли оценен исходя из анализа и обработки управленческой отчетности финансовых структур, близких к платежным системам, совокупно контролирующих более 80% дистанционных оплат в интернете, отчетности ЦБ РФ, данных электронных платежных систем (ЭПС) и банковских данных. В основу исследования, в частности, были положены следующие источники информации: • информация по трансграничным онлайн покупкам, зафиксированная ПАО «Сбербанк», являющимся крупнейшим эмитентом пластиковых карт в России (67 % – рынка активной эмиссии); • источники J’son & Partners Consulting (накопленные базы данных в ходе проводимых Компанией регулярных отраслевых исследований и разработанные многофакторные мультисценарные бизнес-модели); • управленческая отчетности финансовых структур, близких к платежным системам, совокупно контролирующих более 80% дистанционных оплат в интернете; • ответы на серию запросов экспертов в рамках регулярного операционного взаимодействия и в рамках верификации отчетности с финансовыми структурами; • массив данных в рамках информационного партнерства и запросов, обработанный экспертами J’son & Partners Consulting; • анализ отчетности платежных систем на базе применяемых МСС кодов (Merchant Category Code), позволяющих классифицировать покупки по товарным группам; • анализ отчетности платежных систем с учетом BIN RANGE банков-эмитентов, позволяющий классифицировать покупки по регионам и банкам-эмитентам; • анализ отчетности платежных систем по банкам-эквайрерам, позволяющий определить принадлежность страны-получателя списанных с клиента денежных средств; • анализ отчетности платежных систем по суммам операций и средним чекам, позволяющий построить ценовую структуру платежных транзакций (средние чеки операций); • открытые источники информации, аналитика отраслевых ассоциаций и сторонних аналитических агентств, данные ЦБ РФ.

[свернуть]